Подготовка межстрановой отчетности в «1С: Управлении холдингом 8»

Самостоятельные путешествия

Цель принятия поправок в НК РФ

В Российской Федерации с 1 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам [2]. Конвенцией предусматриваются заключение отдельных соглашений между компетентными органами сторон, определяющих порядок обмена страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях, а также внесение соответствующих изменений в национальное законодательство для обеспечения выполнения условий соглашений.

Более 50 стран уже одобрили законодательство в отношении подготовки странового отчета, более чем в 20 странах приняты требования в отношении подготовки глобальной и национальной документации. При внедрении новых стандартов отчетности по трансфертному ценообразованию в локальное законодательство страны стремятся к обеспечению соответствия указанных норм рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Для выполнения условий указанных соглашений, в том числе сбора необходимой информации, НК РФ дополнен новой гл. 14.4‑1 «Представление документации по международным группам компаний», предполагающей введение трехуровневой отчетности для МГК, представляемой в ФНС.

Федеральный закон № 340‑ФЗ дополнил НК РФ разд. VII. 1 «Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам».

В целом рассматриваемые новшества направлены на деофшоризацию и повышение прозрачности бизнеса, в том числе МГК.

Отчетность по международным группам компаний

1) в отношении совокупности организаций составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете либо требованиями фондовых бирж;

2) в состав совокупности организаций входит хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая удовлетворяет одному из критериев:

  • признается налоговым резидентом РФ;
  • не признается налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории РФ через постоянное представительство, хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица) не признается налоговым резидентом РФ;
  • признается налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.

Соответственно, участниками МГК считаются:

  • лицо, входящее в совокупность организаций, признаваемых МГК;
  • лицо, относящееся на конец финансового года к указанным организациям, финансовая отчетность по которому не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности названной группы исключительно в силу размера или несущественности данных о таком лице;
  • постоянные представительства обозначенных лиц.

Подготовка межстрановой отчетности в «1С: Управлении холдингом 8»

В данном случае не признаются участниками международной группы компаний ЦБ РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Документация, представляемая налогоплательщиками – участниками МГК (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, поименованные в ст. 309 НК РФ), включает в себя следующие документы:

  • уведомление об участии в МГК;
  • страновые сведения по МГК, участником которой является налогоплательщик.

Федеральный закон № 340‑ФЗ внес в ст. 105.15 НК РФ соответствующие дополнения, касающиеся представления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) по требованию ФНС участником МГК.

Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ в НК РФ внесена новая глава 14.4-1 «Представление документации по международным группам компаний», которая определяет правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Закон № 340-ФЗ устанавливает, что международная группа компаний – это совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия или контроля, для которых одновременно выполняются следующие условия:

  • для такой группы компаний составляется консолидированная финансовая отчетность;
  • хотя бы одна из компаний (или структура без образования юридического лица), входящих в группу, является налоговым резидентом РФ.

В общем случае отчетность, которую должны представлять участники-налогоплательщики МГК, включает в себя следующие документы (п. 4 ст. 105.16-1):

  1. уведомление об участии в международной группе компаний;
  2. страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик. Страновые сведения, в свою очередь, включают в себя глобальную документацию по МГК, национальную документацию участника МГК и страновой отчет.

Уведомления представляются в ИФНС только в электронной форме в срок не позднее восьми месяцев с даты окончания отчетного периода для материнской компании МГК. Формат уведомления утвержден приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7-17/124@. Уведомление может быть представлено, как самим участником МГК, так и материнской компанией или уполномоченным участником МГК.

Согласно Закону № 340-ФЗ, МГК должны представлять страновую отчетность за финансовые года, начинающиеся в 2017 году. Срок предоставления отчетности составляет 12 месяцев с даты окончания финансового года. То есть, если у международной группы компаний финансовый год равен календарному, то страновая отчетность за 2017 год должна быть представлена в ИФНС такой группой до конца 2018 года. До 30 июня 2018 года можно было представить страновую отчетность за финансовые года, начинающиеся в 2016 году, в добровольном порядке.

Еще по теме  Альтернатива зарубежным поездкам

Подготовка межстрановой отчетности в «1С: Управлении холдингом 8»

Страновая отчетность представляются в ИФНС только в электронной форме по формату, утвержденому приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7-17/123@. Страновой отчет может быть представлен, как самим участником МГК, так и материнской компанией или уполномоченным участником МГК.

Напомним, перечень юрисдикций, с которыми осуществляется обмен страновой отчетностью, утвержден приказом ФНС России от 30.05.2018 № ММВ-7-17/359@. Первый обмен с компетентными органами иностранных государств ФНС совершит в сентябре 2018 года.

В рамках подсистемы управления корпоративными налогами в программе «1С:Управление холдингом 8», начиная с версии 1.3.11.9 автоматизирована подготовка отчетности для международной группы компаний, которая включает:

  • Уведомление об участии в международной группе компаний;
  • Страновой отчет;
  • Анализ рисков по индикаторам BEPS.

Рис. 1. Отчетность МГК

Указанные отчеты доступны в разделе Управление корпоративными налогами (рис. 1).

По гиперссылке Подготовка межстрановой отчетности (подраздел Межстрановая отчетность) осуществляется переход в форму помощника, который позволяет автоматически сформировать Уведомление об участии в международной группе компаний или Страновой отчет (далее – межстрановая отчетность или МСО).

По гиперссылке Показатели BEPS осуществляется переход в форму отчета Анализ рисков по индикаторам BEPS, который также формируется автоматически.

Для целей подготовки межстрановой отчетности (уведомлений об участии в международной группе компаний и страновых отчетов) структура группы компаний по умолчанию соответствует структуре группы, заданной для целей подготовки отчетности по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Напоминаем, что структура владения для целей подготовки отчетности КИК формируется документами Поступление инвестиций и Выбытие инвестиций (подраздел Структура группы — Движение инвестиций).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

При необходимости структуру группы компаний для целей подготовки межстрановой отчетности можно изменить в форме Ввод данных о структуре группы МСО.

На рисунке 2 для уполномоченного участника международной группы компаний — российской компании (Б) приведено сравнение периметров (то есть перечня организаций) группы, включаемых:

  • в межстрановую отчетность;
  • в отчетность по КИК.

Рис. 2. Структура группы для целей отчетности КИК и для целей МСО

Контролируемыми иностранными компаниями по отношению к российской компании Б будут только компании Д и Е, в то время как для целей межстрановой отчетности по компании Б необходимо подготовить:

  • уведомления об участии в международной группе компаний, где следует раскрыть информацию по компаниям А, В и Г;
  • формы страновой отчетности по компаниям А, Б, В, Г, Д и Е.

Для расширения структуры группы компаний (по сравнению со сценарием КИК) в форме Ввод данных о структуре группы МСО (рис. 3) необходимо ввести информацию об объектах инвестирования и прямых долях владения в компаниях, не являющихся КИК (в нашем примере это компании А, В и Г).

Рис. 3. Ввод данных о структуре группы МСО

По нажатии кнопки Добавить открывается форма документа Моделирование движения инвестиций. После заполнения документа его необходимо провести (кнопка Записать. Структуру группы с учетом изменений можно просмотреть, нажав на кнопку Структура владения.

После того, как структура группы МСО определена, помощник подготовки межстрановой отчетности (рис. 4), анализируя прямые, косвенные и перекрестные доли владения, автоматически подбирает компании, по которым необходимо представлять уведомления об участии в международной группе компаний (кнопка Создать уведомления) и страновые отчеты (кнопка Создать страновой отчет).

Рис. 4. Помощник подготовки межстрановой отчетности

Таким образом, уведомления об участии в международной группе компаний заполняются автоматически на основе информации:

  • о структуре группы, отраженной документами Поступление инвестиций, Выбытие инвестиций и Моделирование движения инвестиций;
  • о долях владения для каждой компании МГК;
  • об организационных единицах (адрес, местоположение, инвесторы, ИНН и прочая информация), хранящейся в справочнике Организационные единицы.

Данные для заполнения странового отчета и расчета показателей BEPS вводятся в специализированную форму сбора данных Данные для расчета показателей BEPS (рис. 5 и 6), доступ к которой осуществляется по одноименной гиперссылке из подраздела Межстрановая отчетность.

Рис. 5. Данные для расчета показателей BEPS – форма списка

Рис. 6. Данные для расчета показателей BEPS — форма записи

Показатели (индикаторы) BEPS рассчитываются в соответствии с требованиями, изложенными в Плане мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting). Напоминаем, что данный документ разработан в 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по предложению и при активной поддержке лидеров стран «Большой двадцатки» (G20).

План BEPS предусматривает определение семи индикаторов, четыре из которых можно рассчитать на основе показателей финансовой отчетности компаний, а три остальных – на основе общей статистической и макроэкономической информации о стране, а также на основе сравнительного анализа данных, полученных от других компаний с аналогичными видами деятельности.

В «1С:Управлениии холдингом 8» автоматизирован расчет четырех индикаторов, которые определяются на основе показателей финансовой отчетности иностранных компаний, входящих в периметр подготовки консолидированной отчетности международной группы компаний. Для этого служит отчет Анализ рисков по индикаторам BEPS (рис. 7).

Еще по теме  Веселые игры для нетрезвой компании

Уведомление об участии в МГК

Уведомление об участии в МГК (далее – уведомление) представляют участники МГК в ФНС (ст. 105.16‑2 НК РФ).

В следующих случаях участники МГК освобождаются от обязанности представления уведомления:

  • материнская компания МГК или уполномоченный участник являются российской организацией либо иностранной организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, представили уведомление об участии в МГК с отражением информации обо всех участниках этой группы;
  • уведомление представлено участником МГК, являющимся российской организацией или иностранной организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, на которого возложена обязанность представить данное уведомление с отражением информации обо всех участниках этой МГК.

Но обозначенное освобождение применяется только в отношении налогоплательщиков, являющихся участниками МГК, информация о которых представлена в установленный срок.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Кроме этого, положения ст. 105.16‑2 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков, являющихся участниками МГК, общая сумма дохода (выручки) которой удовлетворяет условию, предусмотренному пп. 3 п. 6 ст. 105.16‑3 НК РФ.

Срок представления уведомления – не позднее восьми месяцев с даты окончания отчетного периода для материнской компании такой МГК.

Форма представления уведомления – только электронная. Формат уведомления в электронном виде, порядки его заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7-17/124@.

Состав сведений, которые должны быть отражены в уведомлении, приведен в п. 5 ст. 105.16‑2 НК РФ.

Возможно представление уточненного уведомления в случае обнаружения неполных сведений, ошибок или неточностей. Если уточненное уведомление представлено ранее момента обнаружения ошибки налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.9 НК РФ.

Положения, установленные гл. 14.4‑1 НК РФ, за исключением ст. 105.16‑5, применяются в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году. При этом налогоплательщики, являющиеся участниками МГК, вправе добровольно одновременно представить уведомление и страновой отчет в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

Страновые сведения

Страновыми сведениями по МГК в целях НК РФ признаются сведения:

  • о доходах (расходах), о прибыли (убытке), полученных в РФ и (или) иностранном государстве;
  • об основных показателях, характеризующих деятельность участников МГК;
  • о суммах налогов, исчисленных и уплаченных в бюджетную систему РФ и (или) иностранного государства (территории).

Страновые сведения включают в себя:

  • глобальную документацию;
  • национальную документацию;
  • страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники МГК.

Безымянный.jpg

Глобальная документация и национальная документация представляются участником МГК, который является налогоплательщиком в соответствии с НК РФ (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ).

Страновые сведения подаются на русском языке с отражением показателей в валюте РФ. При этом у налогоплательщика остается право одновременно представить страновые сведения на иностранном языке.

Страновой отчет и глобальная документация, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, информацию, свидетельствующую о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом № 114‑ФЗ [4], подаются в части, не содержащей данной информации.

Глобальная документация. Глобальная документация представляется по требованию ФНС в течение трех месяцев со дня получения данного требования. Глобальная документация может быть истребована у участника МГК не ранее чем по истечении 12 месяцев и не позднее чем по истечении 36 месяцев с даты окончания отчетного периода, указанного в требовании.

ФНС не вправе истребовать у участника МГК глобальную документацию, ранее представленную по аналогичному требованию иным участником такой МГК за соответствующий отчетный период. Названное ограничение не распространяется на случаи, если глобальная документация, представленная налогоплательщиком, была утрачена из‑за обстоятельств непреодолимой силы.

Глобальная документация за отчетный период составляется в произвольной форме и должна содержать информацию:

  • о структуре участия в капитале и об осуществлении контроля МГК, а также информацию о рынках товаров (работ, услуг), на которых участники осуществляют свою основную деятельность (в виде схем);
  • о деятельности МГК;
  • о нематериальных активах МГК;
  • о финансовой деятельности в МГК;
  • иную.

2.jpg

В данном случае также допускается (в случае необходимости) представление уточненной глобальной документации.

Положения ст. 105.16‑4 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков, являющихся участниками МГК, общая сумма дохода (выручки) которой удовлетворяет условию, предусмотренному пп. 3 п. 6 ст. 105.16‑3 НК РФ.

Национальная документация.
Национальной документацией признается документация, составленная в произвольной форме участником МГК в отношении контролируемой сделки (группы однородных сделок), одной из сторон и (или) выгодоприобретателем которой является другой участник такой МГК, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого не является РФ, и содержащая информацию, предусмотренную п. 1 ст. 105.15 НК РФ.

В случае если национальная документация предполагает раскрытие информации, представленной в отношении того же отчетного периода в составе глобальной документации, повторное представление информации не требуется при условии наличия в национальной документации указания на пункты глобальной документации, содержащие необходимую информацию.

Также при необходимости можно представить уточненную национальную документацию. И участники МГК, общая сумма дохода (выручки) которых удовлетворяет условию, предусмотренному пп. 3 п. 6 ст. 105.16‑3 НК РФ, не обязаны представлять указанную документацию.

Еще по теме  Город Задар Хорватия достопримечательности пляжи фото

Национальная документация представляется по требованию ФНС в порядке и сроки, которые установлены ст. 105.15 и 105.17 НК РФ.

Отметим, что национальная документация по сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2018 – 2019 годах, может быть истребована не ранее 31 декабря календарного года, следующего за годом признания доходов (расходов).

Кроме этого, нормы ст. 105.16‑5 НК РФ применяются к контролируемым сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются с 1 января 2018 года, независимо от даты сделки.

Страновой отчет. Страновой отчет представляется материнской компанией или уполномоченным участником МГК, если материнская компания или уполномоченный участник являются российской организацией или иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания отчетного периода.

Страновой отчет представляется участником МГК по требованию ФНС. Пунктом 6 ст. 105.16‑3 НК РФ установлены случаи, когда налогоплательщик, являющийся участником МГК, вправе не представлять страновой отчет.

Страновой отчет должен содержать информацию:

  • об общей сумме доходов (выручки) по сделкам за отчетный период;
  • о сумме прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период;
  • о сумме исчисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) за отчетный период;
  • о сумме уплаченного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) в отчетном периоде;
  • о размере капитала на дату окончания отчетного периода;
  • о сумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода;
  • о численности работников за отчетный период;
  • о величине материальных активов на дату окончания отчетного периода;
  • идентификационную – о каждом участнике международной группы.

Страновой отчет представляется по установленному формату только в электронном виде. Формат странового отчета МГК по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники МГК, порядок его заполнения и представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7-17/123@.

Информация в страновом отчете отражается на основании данных консолидированной финансовой отчетности, составляемой материнской компанией МГК в соответствии с МСФО или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, либо на основании данных бухгалтерского и (или) налогового учета, формируемых исходя из правил, принятых в государстве (территории) налогового резидентства соответствующего участника МГК, либо на основании иной информации, обеспечивающей полноту и достоверность сведений странового отчета.

Также предусмотрена возможность представления уточненного странового отчета в необходимых случаях. Если уточненный страновой отчет представлен налогоплательщиком ранее выявления недостоверных сведений налоговым органом, то такой налогоплательщик освобождается от ответственности, установленной ст. 129.10 НК РФ.

3.jpg

Страновой отчет может быть добровольно представлен в порядке, предусмотренном ст. 105.15 и гл. 14.4‑1 НК РФ, в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

Ответственность за нарушение новых норм НК РФ

Одновременно с введением новых норм налогового администрирования МГК определена ответственность за нарушение указанных норм.

Во-первых, за нарушение порядка предоставления уведомления об участии в МГК – за несоблюдение срока предоставления или предоставление недостоверных сведений – предусмотрен штраф в размере 50 000 руб. (ст. 129.9 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Во-вторых, неправомерное непредставление в установленный срок странового отчета или представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб. (ст. 129.10 НК РФ).

В-третьих, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (ст. 129.11 НК РФ):

  • национальной документации – приводит к взысканию штрафа в размере 100 000 руб. (п. 1);
  • глобальной документации – штрафа в размере 100 000 руб. (п. 2).

Приведенные налоговые санкции, установленные ст. 129.9, 129.10 и п. 2 ст. 129.11 НК РФ, выявленные в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2017, 2018 и 2019 годах, не применяются.

Налоговое законодательство дополнено новой гл. 14.4‑1 «Представление документации по международным группам компаний», предполагающей введение трехуровневой отчетности для МГК в целях обеспечения сбора необходимой информации для выполнения условия соглашений компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Кроме того, НК РФ дополнен нормами о налоговой ответственности за нарушение новых норм (ст. 129.9 – 129.11). При этом налоговые санкции за указанные налоговые правонарушения (за исключением представления национальной документации), выявленные в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 – 2019 годах, не применяются в связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым требованиям.

  1. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»
  2. Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988
  3. Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2016 № 834‑р и от 07.12.2016 № 2608‑р
  4. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114‑ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»
Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.