Есть планы развития туризма на северном побережье Байкала

Мероприятия по развитию туризма на Байкале

—    активным участником общественного экономического развития;

—    элементом потребностей современного человека и его семьи;

—    наиболее распространенным средством познания других куль­тур, этносов, установления тесных контактов с людьми разных национальностей;

—    динамичной отраслью хозяйства с постоянной тенденцией рос­та в плане спроса и предложения;

—    источником конъюнктуры для многих отраслей хозяйства районов и местностей;

прочным элементом политики государств и международного сотрудничества.

Туризм на Байкале — явление весьма и весьма перспективное. Об этом говорят многие факты. Если затрагивать вопрос о между­народном имидже, стоит вспомнить, что в 2010 году озеро вошло в ТОР-10 мест, рекомендованных к посещению на планете Земля по версии издательского дома лонели планет, выпускающего всемирно известный одноименный путеводитель, которым пользуются боль­шинство самостоятельно путешествующих по миру туристов. Кроме Байкала в рейтинг Лонели планет самых привлекательных мест в мире вошли французский Эльзас, остров Бали (Индонезия), архипе­лаг Фернандо-де-Норонья (Бразилия), долина Ко-Конг в Камбодже, город Оаксака в Мексике, Южная Африка, национальный парк в Британии и Юго-Восточная Австралия.

В последние годы внимание к туризму на Байкале увеличилось в российских масштабах. Увеличение приезда туристов из-за рубе­жа и изменение структуры спроса российских потребителей побуди­ло более серьезно заняться данным вопросом как государственные, так и коммерческие, частные структуры. Отрадным для региона стал факт, что в 2006 г. и Бурятия, и Иркутская область вошли в число семи регионов, где будет создана особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. На основе конкурса это определило Правительство России. Также победителями конкурса стали Крас­нодарский, Алтайский и Ставропольский края, республика Алтай, Калининградская область. Их проекты были признаны наиболее интересными и концептуально проработанными, направленными на комплексное развитие туристско-рекреационного потенциала от­дельных местностей Российской Федерации. Анализ представленных проектов создания турзон позволяет провести их некоторую специа­лизацию: в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм. На Байкальском экономическом форуме в 2006 году руководство ассоциации «Байкальская виза» даже продемонстри­ровало проект строительства на побережье Байкала нового города «Байкал-Сити». Последний планировалось построить на территории от Листвянки до Больших Котов. В городе должны, кроме гостиниц, возникнуть конгресс-центр, деловой центр, торговый центр, полити­ческие резиденции для руководителей государств, партийных и обще­ственных деятелей. Высказывалась идея, что в Байкал-Сити должна быть резиденция, где Президент России мог бы принимать глав пра­вительств стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Листвянка и ее окрестности должны были стать сибирскими «Нью Васюками».

Запросы соседей достаточно скромнее: в республике Бурятия планируется развивать горнолыжный и экологический туризм, и для этого, в отличие от иркутян, уже сделаны заметные шаги. Но в практическом плане важно то, что предлагаемые турзоны Иркутской области и Бурятии находятся в непосредственной близости друг от дру­га и с формальной стороны требуют взаимодействия по организации обустройства и функционирования ОЭЗ. Объединение потенциалов регионов позволит не только значительно повысить общий эффект от туристско-рекреационнои деятельности в рамках единой концепции развития соответствующего потенциала Байкала, но и будет способствовать комплексному решению экологической задачи сохранения уникального озера.

Идея о том, что именно весь Байкал может и должен стать особой экономической зоной для организации туризма и оздоровления, хотя и медленными шажками, но все же внедряется в сознание людей. Это начинает постепенно ощущаться и в масштабах страны. В мае 2007 года представители действующего тогда российского агенства по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ), посетив несколько участков, выде­ленных для туристических центров в Иркутской области и Бурятии, предложили подготовить и другие площадки под расположение зон. Этот шаг продиктован и заботой о Байкале и, скорее всего, тем, что локальные зоны не смогут решить всех проблем местных жителей, если в других районах Прибайкалья не будет практиковаться массо­вый туризм (естественно с существенными экологическими ограниче­ниями). На это есть несколько причин.

Во-первых, это причины социально-экономические. Согласно за­кону «Об охране озера Байкал» в границах Байкальской природной территории любая хозяйственная деятельность будет регламентиро­ваться. По предварительным оценкам экспертов, в результате огра­ничения хозяйственной деятельности и использования природных ресурсов потери бюджета Иркутской области составят порядка двух млрд. рублей, столько же будет терять бюджет Бурятии. При этом главной проблемой остается сохранение уровня жизни населения: более чем в ста населенных пунктах на берегах Байкала сегодня проживают 140 тыс. человек, которые могут лишиться основного ис­точника дохода, если привычные для местных жителей деятельности будут запрещены. Людям, которым приходится менять постоянные места работы, надо найти возможные формы занятости и дать хотя бы какую-то компенсацию. Даже если речь идет не о десятках и со­тнях вакансий в каждом районе, а всего лишь о единицах — пренебрегать ими никак нельзя. В Сибири в целом и, в частности, в Прибайкалье неоправданно брать в пример страны и регионы, в которых туризм действительно кормит большинство жителей, но не делать очередные, пусть пока и незначительные шаги в данном направлении также нерационально.

Порой высказывается мнение, что развитие индустрии туризма в других местностях Байкальского региона возможно лишь с при­влечением иностранного капитала для строительства современных отелей и кемпингов для туристов. На наш взгляд на данном этапе — это иллюзорные надежды. Даже если инвесторы из-за рубежа и профинансируют строительство одного-двух туристических комплек­сов, задействованы в их строительстве и обслуживании будут жите­ли из отдельных изолированных мест, но на массовом туризме для среднеобеспеченных граждан это практически мало чем отразится. В социальном плане нужен прежде всего туризм для массового пот­ребителя, чтобы его обслуживали жители не только ОЭЗ, но и как можно большего числа поселков и деревень байкальского подлеморья. «Бичи» современного села — пьянство, безработица и бескуль­турье могут успешно преодолеваться только при наличии социально и личностно значимой деятельности, каковой вполне может стать обслуживание туристов.

Во-вторых, у властей Иркутской области и Бурятии сегодня вряд ли найдется достаточно средств на охрану окружающей среды и при­родных ресурсов, у органов местного самоуправления денег на это также катастрофически не хватает. Поэтому только массовый эколо­гический туризм увеличит средства для охраны окружающей среды и, главное, научит бережнее относиться к природе и экологии Байкала. В одном из определений экотуризма говорится, что это туристическая деятельность на природе, приносящая прибыль для сохранения этой природной среды, а также для улучшения жизненного уровня местно­го населения. В современной социально-экономической и нравственно-правовой неопределенности идеи о любви к природе и ее защите для многих могут остаться всего лишь лозунгами, уступив место прагма­тичности и бездуховности по принципу «не до жиру, быть бы живу». И чем больше людей увидит реально, что сбережение природы, уход за ней, одновременно усиливает интерес к ней со стороны туристов, а значит, приносит какие-то доходы местным жителям, тем скорее на­ступит практическая отдача в области охраны окружающей среды.

Не отрицая значения, необходимости строительства и развития гостиничных комплексов и туристических баз для обслуживания клиентов и обеспечения занятости местных жителей в конкретных пунктах, все же хотелось бы подчеркнуть востребованность туриста­ми и социальную ценность «британской» формы «ночлег и завтрак» (В{amp}amp;В), о которой мы уже говорили. В этом убеждаешься, когда приезжаешь на любой курорт в байкальском регионе и видишь зна­чительное число желающих сдать свою квартиру или дом «под приезжих» с общем-то невысокой ценой за проживание. Данная тенден­ция заметна по ряду байкальских селений. В исследовании, которое мы в 2007 году выполняли по гранту Российского Гуманитарного научного фонда, прибайкальским жителям был задан вопрос: «Хо­тите и можете ли Вы реализовать такую услугу, как размещение ту­ристов в одном доме с хозяевами или в семейных гостиницах?» От­веты опрошенных из 6-ти населенных пунктов Иркутской области (Листвянка, Слюдянка, Култук, Верхние Тальцы, Б.Голоустное и Еланцы) и восьми поселков Кабанского района Бурятии (в т.ч. Кабанск, Оймур, Б-Кудара, Сухая и т.д.) распределились по следую­щим вариантам:

Наиболее посещаемые туристами участки побережья Байкала

Любое масштабное дело всегда заключает в себе и положитель­ные, и отрицательные последствия. Попытаемся выделить их, имея в виду и отечественные и зарубежные потоки туристов.

Накануне реформ, в 1990 г., рекреационная сеть территории водосборного бассейна Байкала обслуживала около 600 тыс. чел. (местных и приезжих) длительными формами лечения, отдыха и туризма. Этот поток распределялся следующим образом: туризм — 420 тыс. чел. (в том числе иностранный — 37 тыс. чел.), санаторно-курортное лечение — 60 тыс. чел., отдых взрослых и детей — 120 тыс. чел.

Кроме того, бюро путешествий и экскурсий обслуживало порядка 250 тыс. экскурсантов. Самодеятельным туризмом было занято более 200 тыс. чел. в год.

В структуре потока рекреантов на территории бассейна всегда преобладало местное население (жители Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятии), доля которого в общей численности отдыхающих составляет более 60%. В основном это отдыхающие в санаториях, домах и базах отдыха, а также в пионерских лагерях.

Непосредственно Байкал и его прибрежную зону посещают примерно 500 тыс. чел., в том числе организованно отдыхающие – 300 тыс. чел., экскурсанты — 50 тыс. чел., неорганизованные туристы — около 180 тыс. чел. При этом местное население составляет 350-390 тыс. чел., внешний поток — 210-220 тыс. (в том числе более 30 тыс. иностранных туристов).

Средняя длительность пребывания туристов и отдыхающих в регионе — 8 дней. Зависит она от вида рекреации и колеблется от 24 дней в санаториях до 1-2 дней для туристов и отдыхающих в выходные дни.

В настоящее время зону Байкала ежегодно посещают 300- 500 тыс. чел. (в том числе более 40 тыс. зарубежных туристов). При этом поток отечественных рекреантов на 85 % состоит из туристов и на 15% — из нуждающихся в санаторно-курортном лечении (в основном жители близлежащих к бассейну районов, в том числе территорий Иркутской и Читинской областей, не входящих в бассейн Байкала), а также приезжающих из других регионов страны.

Основными центрами прибывающих на Байкал российских и иностранных туристов являются города Иркутск и Улан-Удэ, дополнительными — Северобайкальск (Северный Байкал) и Усть-Баргузин (Чивыркуйский залив, Баргузинская долина и др.). При этом главными рекреационными территориями, берущими на себя основной поток туристов побережья (и обеспечивающими их полным набором основных и дополнительных услуг), являются пос.

Таблица 46.5  Сравнительная характеристика туристского потока, 2001 г.

Показатель

Иркутская об­ласть

Республика

Бурятия

Объем туристских услуг, млн руб.

745

198

Количество обслуженных туристов, тыс. чел.

800

166

Выплаты в бюджеты всех уровней, млн руб.

28,1

13,6

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Кроме этих двух основных зон туристский поток на побережье охватывает территорию Южного Байкала, район Малого Моря (включая о. Ольхон), восточное побережье Байкала к северу и югу от дельты Селенги, Чивыркуйский залив и в небольшом объеме Северный Байкал.

В перспективе, с повышением уровня жизни населения и увеличением въездного туризма, поток отдыхающих в бассейне Байкала в пик летнего сезона может достигать 600-800 тыс. чел., а отдыхающих в выходные дни — до 1 млн чел. При этом суммарная потребность в местах размещения рекреантов оценивается в 200 тыс. мест в стационарных объектах (в том числе 50-80 тыс. мест для туризма и отдыха выходного дня).

В целом же имеющийся рекреационный потенциал с учетом оптимальных нагрузок на территорию позволяет обеспечить пребывание на берегах Байкала 2 млн чел. в год. При таком потоке индустрия туризма может успешно конкурировать с традиционными для бассейна Байкала отраслями хозяйства.

Дадим краткую характеристику наиболее посещаемых мест на Байкале. Сформированные под воздействием природно-климатических, транспортных, инфраструктурных и иных факторов, они являются в настоящее время базовыми участками в туристско-рекреационном освоении байкальского побережья.

Листвянка. Поселок у истока Ангары в 70 км от Иркутска. Это самое посещаемое место на побережье Байкала. Сюда из областного центра проложена хорошая асфальтовая дорога, по которой можно в течение часа приехать на Байкал (чтобы из Иркутска добраться до любого другого места байкальского побережья, необходимо затратить не менее двух часов).

Листвянку по праву называют воротами и главной смотровой площадкой Байкала. Здесь бывает очень много туристов, особенно транзитных, оказавшихся в Иркутске проездом и желающих побывать на Байкале день-два. Отсюда начинаются многие водные маршруты. Зимой в Листвянке организуются группы туристов, совершающих экзотические ледовые переходы через озеро.

Из-за большого потока туристов данный участок байкальского побережья является наиболее привлекательным для инвесторов. Здесь создана самая комфортабельная в прибрежной зоне туристская инфраструктура: гостиницы «Байкал» (бывшая «Интурист») и «Прибайкальская», санаторий «Байкал», несколько турбаз и около десятка небольших частных гостиниц («Байкальские терема», «Девятый вал» и др.).

Южный Байкал. Охватывает южную часть акватории озера и его побережья, совпадая с границами Слюдянского административного района Иркутской области, наиболее развитого в промышленном и транспортном отношении на всем побережье Байкала.прибрежной зоне туристская инфраструктура: гостиницы «Байкал» (бывшая «Интурист») и «Прибайкальская», санаторий «Байкал», несколько турбаз и около десятка небольших частных гостиниц («Байкальские терема», «Девятый вал» и др.).

В районе располагаются два города — Слюдянка (19 тыс. жителей) и Байкальск (16 тыс. жителей), представляющие наиболее урбанизированные участки Байкала с крупными промышленными предприятиями и важными узлами железнодорожных, автомобильных и частично водных коммуникаций. Вдоль побережья проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и автодорога федерального значения.

Кроме двух городов в районе расположено еще около 20 населенных пунктов. Среди них старинный поселок Култук (основанный в 1647 г. как притрактовое поселение на пути в Китай), пос. Утулик (в 25 км от Слюдянки в устье одноименной реки), старое казачье село Тибельти (расположенное при въезде в Тункннскую долину) и др.

Транспортные магистрали и приуроченные к ним поселения занимают достаточно узкую прибрежную и притрактовую полосы. Поэтому, несмотря на высокую хозяйственную и транспортную освоенность района, его территория сохранила обширные горно-таежные участки с первозданной природой, весьма привлекательные для туристов и пригодные для самого широкого туристского использования.

Территория Южного Байкала располагает значительными туристскими ресурсами и инфраструктурой, которые отличают ее от других территорий Байкальского региона. Здесь имеется целый ряд интересных туристских объектов мирового уровня.

С юга к озеру подступают величественные, покрытые тайгой отроги Хамар-Дабана со стремительными горными реками и живописными ландшафтами. Вдоль юго-западного побережья от порта Байкал (исток Ангары) до пос. Култук (по территории Прибайкальского национального парка) проходит старая ветка Кругобайкальского участка железной дороги с многочисленными тоннелями, мостами, галереями и инженерными сооружениями.

уникальной геологической структурой и наличием здесь значительного количества ценных минералов, драгоценных, поделочных и облицовочных камней (шпинель, лазурит, нефрит, сиенит, лавровит, розовый и белый мрамор и др.). Есть идея создать здесь минералогический музей-заповедник, в состав которого можно включить старые золотые прииски на западном побережье Байкала.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

По долине р. Слюдянки проложен один из популяр­нейших туристских маршрутов Южного Байкала — к мете­останции и природ­ным достопримеча­тельностям данного участка Хамар-Дабана (оз. Сердце, пик Черского, водопад в верховьях р. Подкомарной, Чертовы Ворота, выход в верховья р. Утулик и др.). Это очень интересный маршрут протяженностью около 20 км, где транспортная и пешеходная доступность сочетается с экзотичностью ландшафтов и разнообразием впечатлений.

В горах Хамар-Дабана сохранились фрагменты старого почтового и торгового тракта, действовавшего в XVIII-XIX вв. Он шел в обход Байкала в Кяхту и Китай. Интересно отметить, что на некоторых станциях этого тракта работали «забытые» суворовские солдаты. Есть идея организовать по этому старому пути конные маршруты, которые впишутся в трансазиатские туристские маршруты между Россией, Монголией и Китаем.

Вблизи пос. Выдрино находится территория так называемых холодных тропиков, где сохранились реликтовые растения и имеется несколько озер с теплой водой, одно из которых стало любимым местом посещения туристов.

Из пос. Култук начинаются популярные туристские маршруты в Тункинскую долину, к pp. Иркут и Быстрая, к отрогам Восточного Саяна.

Очень важно, что район Южного Байкала легко доступен в транспортном отношении. Располагается он в двух-трех часах езды на автомобиле или электричке и в полутора часах хода на «Ракете» по Иркутскому водохранилищу от областного центра. Кроме того, район занимает промежуточное транзитное положение по отношению к западным и восточным регионам страны.

Еще по теме  Что можно есть кормящей маме правда и вымысел о диете при грудном вскармливании

Все это делает его достаточно привлекательным для отдыха и одним из самых посещаемых на Байкале. Сюда приезжают со всей России поклонники трекинга и рафтинга, любители конных путешествий и горнолыжного спорта, фанаты ski-extreme. Крупнейшие предприятия Восточной Сибири, такие как Ангарская нефтехимическая компания, Иркутское авиационно-промышленное предприятие, Ангарский электромеханический завод и др., построили здесь свои базы отдыха.

Сезонные особенности отдыха на Байкале

Отдыхать и путешествовать на Байкале можно в любое время года. Он всегда красив и величествен. Только поздней осенью и весной, в периоды ледостава и таяния льда, акватория озера недоступна для путешествий. Но прибрежная зона открыта для туристов в любое время года. При этом в периоды «недоступности» Байкал имеет особое очарование: зимой можно наблюдать таинство его замерзания, а весной — могучее пробуждение.

Огромная водная масса Байкала летом прогревается и аккумулирует тепло, а зимой отдает его и медленно остывает. Поэтому климат в прибрежной зоне имеет черты морского. Осень и зима здесь мягче и менее суровые, а весна и лето прохладнее, чем на остальной территории Восточной Сибири. В прибрежной зоне среднегодовая температура может быть положительная (до 0,5°С в районе бух. Песчаной). Вдали от озера она отрицательная и колеблется в пределах водосборного бассейна от — 0,5°С (в Кяхте) до – 7°С (у ст. Икатский перевал).

Для теплого периода характерно преобладание над Байкальской впадиной местной области повышенного давления (с апреля по август), для холодного — пониженного (с октября по февраль).

Для организации туризма в регионе очень важно, что охлаждающее влияние Байкала летом не распространяется в глубь суши далее нескольких километров, даже при равнинном рельефе и при достаточно устойчивом бризовом потоке «с моря», в то время как отепляющее влияние Байкала в холодный сезон распространяется в глубь побережья на расстояние 50-70 км, в основном по открывающимся к озеру долинам, делая зиму в прибрежных районах теплее и мягче.

Лето — самое лучшее время для путешествий по Байкалу. Погода устанавливается отменная, много солнечных дней. Но до середины июня возле воды еще прохладно даже в очень жаркие дни. А на севере озера можно увидеть плавающие льдины (их часто используют нерпы для лежки). В это время путешествовать на катере можно только в теплой одежде.

Наиболее благоприятный для туристов период наступает с июля и продолжается до середины августа. В это время на Байкале устанавливаются самые теплые дни и ночи.

Осень на Байкал приходит в сентябре. Леса и склоны прибрежных гор окрашиваются в разные цвета. Горные вершины хребтов покрываются снегом. Воздух исключительно чист и прозрачен. Особый колорит байкальским пейзажам придает изменчивая погода — от ярких солнечных дней до пасмурной дождливой погоды. Поздней осенью плавать по Байкалу опасно из-за сильных штормов и возможного обледенения судна.

Зима. В начале зимы Байкал не замерзает. Вода парит, скрывая противоположный берег. В декабре плавание по озеру становится еще более опасным. Возможно быстрое обледенение судов и внезапное замерзание мелководных заливов. Только январские морозы постепенно сковывают все озеро ледяным панцирем. Однако в теплые зимы устойчивый ледяной покров на юге озера может сформироваться лишь в начале февраля.

В течение зимы антициклональный режим погоды обусловливает низкую температуру воздуха. На большей части территории бассейна температура января колеблется от – 25 до —31°С, а в некоторые дни морозы могут достигать –42°С (в отдельные годы –50°С). Только у побережья Байкала температура не опускается так низко и составляет в южной части – 18°С, в северной – 25°С.

Лишь к концу зимы по льду прокладываются зимники и по озеру можно передвигаться на автомобиле. Однако подобные путешествия требуют особой осторожности и соблюдения мер безопасности. Дело в том, что в конце зимы и весной происходит мощная подвижка льда, образуются торосы, иногда превышающие рост человека, трещины. Много случаев, когда автомобили уходили под лед вместе с пассажирами.

В прибрежных районах озера, особенно на юге Байкала, где имеется перепад высот, много снега и более мягкий климат, развивается горнолыжный спорт. Получают все большую популярность зимние виды туризма на Байкале, создаются комфортные условия для проживания туристов в зимний период.

Весна. В марте и апреле туристов привлекают суровая красота озера, яркое солнце, чистое небо и прозрачный байкальский лед со сверкающими торосами. В это время популярны лыжные, коньковые и пешие переходы по льду озера. Не менее популярна подледная рыбалка.

В начале мая начинается могучее пробуждение Байкала. Акватория вскрывается ото льда, просыпается после зимней спячки природа. Ледовые поля на синей глади озера в сочетании со снежными пиками гор и ярко-розовыми цветами багульника на берегах придают Байкалу особую прелесть. Однако в это время года на Байкале очень мало туристов, поэтому он кажется еще более диким и первозданным, оставляет неизгладимое впечатление.

В конце мая на галечных пляжах Баргузинского и Байкало-Ленского заповедников можно увидеть медведей, которые выходят полакомиться бабочкой-ручейником.

Путешествия по акватории Байкала

Летом по акватории Байкала путешествуют на теплоходах, катерах, скоростных судах на подводных крыльях, яхтах, моторных лодках, байдарках. Зимой по льду совершают пешие, лыжные, конные, автомобильные и даже велосипедные переходы, катаются на буерах и коньках, на собачьих упряжках.

Водные путешествия. Акватория озера свободна ото льда с мая по декабрь. Навигация продолжается с середины июня по ноябрь. Водным путем можно попасть в не тронутые хозяйственным освоением дикие уголки Байкала, куда еще не проложены автомобильные дороги.

Лучшее время для водных путешествий — июль и начало августа. Погода устанавливается теплая, дни солнечные, мало дождей. Байкал спокоен. Вода в бухтах и мелководных заливах прогревается до 22°С. Можно купаться и загорать, кататься на водных лыжах.

Со второй половины августа становится прохладней. Во время водных путешествий приходится тепло одеваться. В конце сентября начинаются шторма с силой ветра до 25-30 м/с и более и высотой волн до 4-5 м. Плавать в такую погоду опасно. Байкальские волны (в отличие от океанских, более пологих) имеют значительную крутизну (до 22°), что делает водные путешествия очень рискованными.

В штормовую погоду самой опасной для плавания на небольших судах является центральная часть Байкала (между островами Ольхон и Большой Ушканий). Не менее опасна южная часть Малого Моря. Здесь возможны внезапные порывы ветра с высотой волн до 5 м, а поздней осенью происходит быстрое обледенение судна.

В период навигации большинство водных маршрутов начинается в пос. Листвянка. Совершаются они на рейсовом теплоходе «Баргузин» (120 мест) — в бух. Песчаную, на Малое Море, в пос. Усть-Баргузин, на теплоходе «Восход» (71 место) — в пос. Большие Коты и на старый участок Кругобайкальской железной дороги. Кроме того, по Байкалу плавают суда на подводных крыльях «Комета» (102 места).

Для индивидуальных водных путешествий можно арендовать катер, путешествие на котором открывает широкие возможности для знакомства с побережьем, позволяет выбрать интересные места для стоянок, организации рыбалок и т.д. Катер дает возможность группе туристов «оторваться» от больших людских скоплений, почувствовать себя наедине с природой и провести свой отдых по индивидуальной программе.

Наиболее массовым судном для туристских водных путешествий по Байкалу является «Ярославец» (небольшой теплоход, произведенный на Ярославском заводе). Его длина — 21 м, ширина — 3,98 м, осадка — 1,38 м, грузоподъемность — 15 т, скорость хода — 10,5 узлов (20 км/ч), экипаж — 3 чел. Для более комфортных и длительных путешествий используются специально спроектированные и построенные крупные суда.

Некоторые турфирмы организуют многодневные (до 10 дней) туры по Байкалу (от пос. Листвянка до его самой северной оконечности — пос. Нижнеангарск). На этом маршруте возможно посещение красивейших и уникальных мест озера: бух. Песчаной, о. Ольхон, Ушканьих островов (лежбище нерпы), Баргузинского и Байкало-Ленского заповедников, Прибайкальского и Забайкальского национальных парков. Возможно купание в термальных источниках при посещении водолечебницы «Хакусы», бух. Змеиной и м. Котельниковский.

Очень популярными становятся байкальские парусные регаты. В сентябре в Листвянке стартует самая протяженная (более 500 км) парусная регата России, проводимая на кубок Байкала. В ней принимают участие яхтсмены со всей страны. Из-за сложности маршрута и непредсказуемости погоды к крейсерским гонкам допускаются только опытные капитаны и лучшие экипажи.

Достаточно популярны многодневные плавания на байдарках, моторных лодках и небольших катерах вдоль живописной береговой линии Байкала с остановками в красивых бухтах и заливах. Общая протяженность береговой линии — более 2 тыс. км, поэтому имеется возможность выбора наиболее интересного маршрута.

Спортивные сплавы по рекам (рафтинг). Водные путешествия можно совершать не только по акватории Байкала, но и по многочисленным рекам его бассейна. Наличие равнинных и горных рек, густота речной сети, большие уклоны делают данный вид отдыха особенно увлекательным. С каждым годом растет число поклонников сплава по рекам на плотах и байдарках.

Интересными и увлекательными являются многодневные путешествия на плотах по крупным и спокойным долинным рекам (Селенге, Баргузину и Верхней Ангаре). 

Пешие путешествия по льду Байкала. Начинают их не ранее двух недель после ледостава и заканчивают за 2-4 недели до ледохода (с февраля по первую половину апреля). Однако если учесть февральские стужу и снежные бури (со скоростью ветра до 25 м/с и практически нулевой видимостью), то лучшим временем для ледовых путешествий остается март и начало апреля.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Конные туры. Ледовая конная переправа через Байкал существовала с 1673 по 1903 г. Она являлась частью знаменитого Посольского и Чайного пути. В последние годы интерес к конным турам стал расти.

Некоторые турфирмы организуют конные туры по льду озера, летом по маршрутам вдоль байкальского побережья и в горы.

Поездки на собачьих упряжках. Подобные путешествия по Байкалу и его побережью несколько лет назад организовала туристская фирма «Грин экспресс». Для этого были специально подобраны ездовые лайки. Теперь этот вид путешествия стал достаточно известным и популярным, особенно среди гостей региона.

Буерный спорт (парусные гонки по льду). Он дает возможность яхтсменам заниматься любимым спортом и в зимнее время. При хорошем ветре ледовая яхта может развивать скорость до 100 км/ч и более (мировой рекорд составляет 235 км/ч). В конце марта в Листвянку съезжаются любители буерного спорта со всей России.

Они участвуют в соревнованиях «Байкальский ветер»,  проводимых в рамках Зимниады. Кроме того, на Байкале проводятся гонки по протяженному кольцевому маршруту: порт Байкал — пос. Листвянка — м. Кадильный — пос. Мишиха — ст. Танхой — порт Байкал. Это путешествие стало первым стомильным (160 км) пробегом по льду в России.

Путешествия по железной дороге. По освоенной прибрежной части озера, где проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, можно путешествовать поездом, на электричке, а также в специально заказанных вагонах, в том числе по знаменитому старому участку Кругобайкальской железной дороги.

Железнодорожные путешествия вдоль Байкала не менее увлекательны, чем водные. Они могут дополнять круизы и разнообразить существующие маршруты. В частности, очень интересно путешествие по действующему участку Транссибирской магистрали от Иркутска до Улан-Удэ и Читы. Сначала поезд преодолевает горный перевал (с двумя тоннелями), спускается к Байкалу и несколько часов идет вдоль его побережья, затем сворачивает в долину Селенги. За время поездки из окна вагона можно увидеть Байкал и природу его водосборного бассейна, расположенные здесь города и поселки.

Железнодорожная поездка в сочетании с небольшими пешими маршрутами, с культурными и экскурсионными программами в местах остановок позволяет познакомить путешественников с уникальным регионом, городами и поселками примагистральной полосы, с бытом проживающего здесь населения.

Наиболее популярны путешествия по старому участку Кругобайкальской железной дороги (пос. Култук —порт Байкал).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Путешествие на автомобиле является наиболее простым и распространенным способом знакомства с краем. Разветвленная сеть дорог дает возможность познакомиться с большинством интересных географических объектов Байкальского региона. Количество автотуристов с каждым годом увеличивается. Этому способствуют рост числа легковых автомобилей у населения, развитие дорожной инфраструктуры, в том числе создание сети новых автозаправок, кемпингов, мотелей, пунктов питания.

Наиболее популярны автомобильные поездки на Байкал. Хороший тракт соединяет Иркутск с пос. Листвянка (исток Ангары). Автодорога федерального значения идет от Иркутска до южной оконечности Байкала (пос. Култук), затем вдоль его юго-восточного побережья через Слюдянку, Байкальск, Танхой к долине Селенги и к Улан-Удэ. Отсюда можно путешествовать до Баргузинского и Чивыркуйского заливов, побывать в Баргузинской долине.

На автомобиле можно проехать к Малому Морю и, воспользовавшись паромом, переправиться на о. Ольхон — жемчужину Байкала. От областного центра можно проехать к поселкам западного побережья (Большому Голоустному и Бугульдейке). Кроме того, автомобильным транспортом через Братск и Усть-Кут можно проехать на север Байкала, к г. Северобайкальску и пос. Нижнеангарску. Хорошая дорога ведет в Тункинскую долину, на Окинское плато в Восточном Саяне и к оз. Хубсугул в Монголии.

Очень важно, что путешествовать на автомобиле можно гораздо быстрее и надежнее, чем на катере. А в отличие от поезда автомобиль не привязан к колее, на нем можно делать остановки в любых интересных местах, менять маршрут движения, разнообразить путешествие.

Основные элементы инфраструктуры, обеспечивающие рекреационную деятельность в регионе

Рекреационные ресурсы — основа туризма. Но без развитой инфраструктуры невозможно обеспечить их эффективное использование, особенно при наличии массового потока туристов, которым необходимо создавать условия для комфортного проживания и гарантировать качественное обслуживание.

Рекреационные объекты. Бассейн Байкала и тяготеющие к нему территории располагают достаточно развитой рекреационно-туристской инфраструктурой. В советский период здесь размещалось 36 санаториев (общей вместимостью 4,5 тыс. мест), 26 домов отдыха и пансионатов (1,2 тыс. мест), 16 туристских баз (3,1 тыс.

мест), 7 профилакториев (780 мест), 96 баз отдыха (6,4 тыс. мест), 72 пионерских лагеря и 4 туристских лагеря школьников (17,5 тыс. мест), более 100 домов рыбака и охотника и около 40 спортивно-оздоровительных лагерей, принадлежавших различным ведомствам и организациям. (Кроме того, коопзверпромхозам и управлениям охотничьего хозяйства принадлежало 15 промысловых баз и свыше 1400 охотничьих избушек, большая часть которых находилась на территории Бурятии.)

В период кризиса 1990-х гг. загрузка всей этой инфраструктуры сократилась до 40% (без учета фактора сезонности). К настоящему времени кризис в отрасли преодолен. И хотя некоторые туристско-рекреационные объекты были безвозвратно утрачены в кризисные годы, значительная часть бывшей инфраструктуры не только возобновила работу, но и реконструируется, особенно в местах массового отдыха.

Рядом с оз. Арахлей еще несколько озер (Тасей, Иван, Шакшинское, Большой и Ма­лый Ундугун и др.). Все они расположены в живописных отрогах Яблонового хребта. Берега их покрыты лесом, где много грибов и ягод. Озеро Арахлей является любимым местом отдыха читинцев. На его берегах много турбаз и домов отдыха

География размещения. В настоящее время учреждения туризма и отдыха в зоне Байкала располагают 30 тыс. мест единовременного размещения. Половина объектов этого фонда сосредоточена на территории Бурятии, 40% — в Иркутской и 10% — в Читинской областях.

Районами концентрации рекреационных объектов являются Тункинская долина, Иркутское водохранилище (включая территорию вблизи истока Ангары), зоны Котокельского и Арахлейского озер. Сосредоточенная здесь инфраструктура обслуживает основные рекреационные потребности соответственно Иркутска, Улан-Удэ, Читы.

На остальной территории бассейна функционируют отдельные учреждения, размещение которых связано с рекреационным обслуживанием таких небольших городов, как Гусиноозерск, Петровск-Забайкальский, Северобайкальск, а также с имеющимися в регионе гидроминеральными ресурсами (например, курорт «Ямаровка»).

Непосредственно в прибрежной водоохранной зоне Байкала сосредоточено примерно 2,5 тыс. мест в туристских объектах, 1,3 тыс. мест в санаториях и профилакториях, 2 тыс. мест на базах отдыха предприятий и организаций, 6 тыс. мест в лагерях отдыха школьников. Эти объекты сконцентрированы в основном в зоне истока Ангары, вдоль берега на участке Слюдянка — Утулик — Байкальск, а также на побережье у Посольского Сора и оз. Котокельское.

Сезонность использования. Из общего количества учреждений отдыха и лечения в круглогодичном режиме работают не более 30%, а из всех турбаз — не более 15 %. Основная же часть рекреационных объектов относится к категории сезонных, работающих не более 90 дней в году, преимущественно в летние месяцы, со средней загрузкой 50-60%.

Еще по теме  Веселые игры для нетрезвой компании

Перспективы. Хотя в отдельных местах побережья Байкала уже появились комфортабельные турбазы, в целом же на его берегах еще нет достаточно развитой инфраструктуры. Поэтому протяженные маршруты вдоль его берегов носят преимущественно экспедиционный характер, с ночевками в палатках или на катерах. Однако при создании для гостей базового уровня удобств Байкал и весь регион станут более привлекательными в туристском плане, особенно для привыкших к комфорту и качественному обслуживанию зарубежных туристов.

В табл. 46.1 представлена численность некоторых объектов туристской инфраструктуры в Байкальском регионе.

Таблица 46.1 Количество некоторых объектов инфраструктуры туризма в Байкальском регионе, 2000 г.

Всего

в Байкаль­ском регионе

В том числе

Показатель

Иркутская

область

Респуб­лика

Бурятия

Читин­ская

область

Национальные парки

4

1

2

1

Аэропорты федерального значения

5

3

1

1

Гостиницы

165

84

29

52

Места в гостиницах, тыс.

10,0

5,6

2,0

2,4

Предприятия общепита (столовые, кафе, рестораны, закусочные и др.)

548

287

175

86

Места в предприятиях общепита, тыс.

42,8

25,5

12,1

5,2

Музеи

68

39

16

13

Спортивные сооружения, тыс.

6,7

2,8

1,2

2,7

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Освоенность территории. Развитию туризма благоприятствует хозяйственная освоенность (обжитость) территории. В бассейне Байкала сформировалась система городских и сельских поселений, имеется один большой город Улан-Удэ (340 тыс. жителей), 9 малых городов, свыше 40 рабочих поселков, 7,6 тыс. сельских населенных пунктов. Некоторые из этих поселений могут выполнять роль своеобразных опорных пунктов при развитии в регионе индустрии туризма.

Транспорт. Поскольку туризм имеет своим условием перемещение людей, транспорт является неотъемлемой частью любого путешествия. Даже пешеходные и конные туры предполагают доставку туристов к месту начала маршрута.

Транспортная сеть региона обеспечивает туристам широкую доступность к основным природным и культурно-историческим объектам. При этом плотность транспортной сети бассейна превышает средние показатели по Восточной Сибири, особенно по автодорогам с твердым покрытием и судоходным водным путям. С запада на восток территорию бассейна пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, имеющая ответвление к границе с Монголией (ст. Наушки).

На севере к Байкалу с запада и востока подходит Байкало-Амурская магистраль, проходящая по северной периферии региона. Параллельно с железнодорожными проходят автомобильные магистрали, имеющие множество ответвлений к населенным пунктам и обеспечивающие проезд к наиболее привлекательным туристским объектам обширной территории.

В настоящее время в бассейне Байкала насчитывается 1,8 тыс. км магистральных железных дорог и 734 км железнодорожных подъездных путей, 7,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования и более 2,7 тыс. км судоходных путей с гарантированными глубинами (табл. 46.2). Кроме того, на территории бассейна расположено 15 аэропортов (5 из них имеют федеральный статус).

Таблица 46.2 Протяженность транспортных магистралей бассейна Байкала

Вид транспорта

Протяженность путей, км

Доля в общей протяженности,

%

Автомобильные дороги общего пользо­вания

7 530

62,4

Железнодорожная дорога

1 788

14,8

Судоходные водные пути

2 758

22,8

Всего

12 076

100,0

На долю автомобильного транспорта приходится 93 % всех пассажирских перевозок, железнодорожного — 6%, воздушного — 0,5%, водного — 0,2%. Примерно такая же структура характерна и для перевозки потока туристов.

В настоящее время намечаются программы реконструкции и усиления магистральных железных дороги автомагистралей общего пользования, реконструкции флота. В частности, программы по развитию автомобильных дорог предусматривают техническое совершенствование имеющейся дорожной сети с устройством на дорогах капитального или облегченного покрытия и переводом их в следующую, более высокую, категорию, включая притрассовую дорогу вдоль БАМа, и строительство автодороги Курумкан — Уоян (через Тазы).

Электроэнергетика. Основу энергетики Байкальского региона образуют часть мощности ОАО «Иркутскэнерго», а также мощности Гусиноозерской ГРЭС (установленная мощность 840 МВт), Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (127 МВт), ТЭЦ Байкальского ЦБК (99 МВт) и Селенгинского ЦКК (24 МВт), Петровско-Забайкальской (24 МВт) и Баянгольской (18 МВт) ЦЭС.

Вдоль трассы БАМа сформирован сравнительно новый энергорайон, питающийся от иркутской энергосистемы. Сетями централизованного электроснабжения охвачено южное побережье озера, восточная и северная его оконечности. Западное побережье сетями централизованного энергоснабжения охвачено слабее. В ближайшее время предполагается прокладка на о. Ольхон высоковольтного кабеля по дну пролива, отделяющего остров от материка.

В перспективе баланс энергомощностей региона будет избыточным, способным обеспечить развитие современной индустрии туризма. В качестве дополнительных внешних источников может использоваться часть избыточных мощностей иркутской энергосистемы. Кроме того, в дальнейшем имеется возможность сооружения крупной (2000 МВт) Мокской ГЭС на р. Витам с выдачей мощности в энергосистему Забайкалья.

Туристские базы, как и гостиницы, представляют собой комплексы сооружений для размещения, питания и культурно-бытового обслуживания туристов. От гостиниц турбазы отличаются тем, что создаются вне городов в местах сосредоточения природных рекреационных ресурсов.

Турбазы занимают важное место в индустрии туризма на Байкале. Они обеспечивают отдыхающим доступ к туристским ресурсам конкретной территории, дают им возможность временно проживать в той или иной местности, делают отдых на природе более комфортным и интересным.

Размещение основной массы туристских баз совпадает с наиболее популярными туристскими маршрутами региона, связанными с отдыхом в красивейших местах Байкала и его бассейна, отличающихся уникальностью ландшафтов и наличием природных достопримечательностей.

В советский период (в 1985 г.) в пределах водосборного бассейна Байкала функционировало 16 туристских баз общей вместимостью 3,1 тыс. чел. (в зимний период — 890 чел.). Это составляло 1,8% всех мест на турбазах РСФСР. В настоящее время количество турбаз заметно увеличилось. Выросла их общая вместимость — примерно до 6 тыс. чел. Однако пока неизменной остается сезонность их загрузки.

Рис. 46.10. В последние годы в регионе появилось много красивых и благоустроенных турбаз, удачно вписавшихся в окружающий ландшафт

В настоящее время качество обслуживания в местах отдыха заметно повышается, по сравнению с советским периодом. Практически на всех турбазах региона имеются столовые, медпункты, прокат туристского снаряжения и спортивного инвентаря. На некоторых турбазах организован вечерний досуг, работают бары, имеются сауны, тренажерные залы, предполагаются путешествия и экскурсии (пешие, водные, конные, автомобильные) по окрестным местам с просмотром культурно-исторических и природных памятников, а также многодневные походы в горы со сплавами по горным рекам, спортивная рыбалка и т.д.

Гостиничное хозяйство

Комфортное проживание или ночлег необходимы для любого человека. Поэтому гостиничное хозяйство является основой индустрии туризма. Уровень его развития определяет возможности индустрии туризма, влияет на количество принимаемых туристов и качество их обслуживания.

В пределах Байкальского региона имеется 165 гостиниц различной категорийности, в которых можно одновременно разместить 10 тыс. чел. При этом на долю Иркутской области приходится половина всех гостиниц и гостиничных номеров.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

В регионе, как и во всей стране, отмечается рост инвестиций, направляемых на модернизацию гостиничного хозяйства, особенно на создание совместных гостиничных предприятий. За истекшее пятилетие (1999-2004) ежегодные темпы роста инвестиций, направляемых на модернизацию гостиничного хозяйства, превышали 15-20%.

Тем не менее, средств на развитие гостиничного хозяйства еще недостаточно. В пик туристского сезона и в период проведения крупных международных мероприятий наблюдается нехватка средств размещения, особенно недорогих гостиниц туристского класса. По оценкам туроператоров, возможности гостиничной инфраструктуры были исчерпаны уже в 2002 г.

Структура заполняемости гостиниц в Байкальском регионе следующая: туризм и отдых — 60 %, деловые и профессиональные цели — 35 %, прочие — 5 %. При этом основной поток туристов приходится на летние месяцы.

Гостиничная отрасль на Байкале в последние годы развивается в пользу качественных мест размещения, доступных туристу со средним достатком. Дешевые и неблагоустроенные средства размещения с туалетами типа «сортир» хотя и находят своих клиентов, но уже не устраивают приезжающий в регион на отдых средний класс, который готов платить по 25-40 дол.

Каков объем инвестиций в трехзвездочную гостиницу на 40-60 мест? По оценкам специалистов, он может составлять 300-400 тыс. дол. Срок окупаемости оценивается по-разному — от трех до десяти лет, что делает невыгодным привлечение внешних кредитов. Поэтому дорогостоящие объекты размещения могут строить крупные и многопрофильные компании, способные кредитовать самих себя, привлекая средства из других видов бизнеса.

Очевидно также, что на Байкале необходимы хотя бы две гостиницы более высокого класса — с конгресс-холлами, современными средствами связи и качественным набором развлечений. Это связано с растущим потоком зарубежных туристов и большим количеством международных мероприятий, проводимых непосредственно на берегу озера.

Срок окупаемости гостиниц в регионе зависит от многих факторов, прежде всего от расположения объекта. Единственным местом на западном побережье Байкала, где можно гарантировать более или менее постоянную круглогодичную загрузку, является пос. Листвянка, расположенный в 70 км от Иркутска и связанный с областным центром хорошей асфальтовой дорогой.

Чтобы из областного центра доехать до любого другого места на побережье, приходится тратить не менее двух часов. Именно Листвянку (исток единственной, вытекающей из Сибирского моря реки — Ангары) посещает наибольшее количество транзитных туристов, в том числе зарубежных, на 1-2 дня. Этот участок Байкала привлекает наибольшее внимание потенциальных инвесторов.

Уже сейчас в Листвянке открыто около 10 новых небольших частных гостиниц («Байкальские терема», «Девятый вал» и др.), обеспечивающих комфортное проживание и высококачественное обслуживание. Кроме того, ряд инвесторов прорабатывает варианты строительства в этой части озера трех- и четырехзвездочных отелей.

Вместе с тем возведение на Байкале большого количества гостиниц среднего уровня неэффективно и связано с риском их низкой заполняемости в межсезонье, что существенно снижает рентабельность гостиничного бизнеса. Владельцы гостиниц все чаще говорят о том, что необходимо «раскручивать» байкальскую зиму, привлекать внимание потенциальных туристов к таким традиционным праздникам, как Новый год, Масленица, к различным спортивным и культурным мероприятиям наподобие Зимниады.

И еще один момент. Экологи считают, что в прибрежной зоне озера не следует строить больших многоэтажных отелей, которые своим индустриальным видом нарушат удивительные природные ландшафты. По их мнению, здесь необходимы небольшие, оборудованные всем необходимым набором сервиса коттеджи, вписывающиеся в природу Байкала.

Аргументом для этого служит тот факт, что многие европейцы, в частности туристы из Германии, уже давно в поисках душевного покоя уезжают на отдых в Скандинавию или Канаду, где природа не столь урбанизирована, как в Германии. В этом отношении естественные ландшафты Байкала являются очень привлекательными для европейских туристов.

Горнолыжные трассы

Снежная зима и горный рельеф местности со значительным перепадом высот создают благоприятные условия для развития горнолыжного спорта. В регионе уже имеются достаточно благоустроенные и пользующиеся популярностью горнолыжные трассы. Дадим им очень краткую характеристику.

Горнолыжный комплекс в Байкальске. Является самым крупным и наиболее обустроенным на Байкале. Он широко известен за пределами региона. Здесь весной 2002 г. отдыхал Президент России В. В. Путин.

Горнолыжный комплекс организован в черте г. Байкальска (на базе профилактория БЦБК) у горы Соболиной. Его пропускная способность — 800-1000 чел. в день.

Для района Байкальска характерны мягкая зима (средняя зимняя температура здесь составляет всего —10°С) и значительный снежный покров (более 1,5 м). Особенности микроклимата данного района Байкала делают сезон катания здесь достаточно продолжительным (с начала ноября по 25 апреля).

Зимний комфортный отдых в Байкальске обеспечивает стационарная база отдыха «У Озера», в состав которой кроме горнолыжного комплекса входят тренажерный зал, бассейн, сауна. Имеется комплекс баров и закусочных. Действует прокат спортивного инвентаря и оборудования. Работает охраняемая автостоянка. В перспективе в Байкальске возможно создание полноценной олимпийской трассы с перепадом высот 900 м и длиной 47 км.

Байкальск расположен в 140 км от Иркутска. Сюда можно приехать на автомобиле или рейсовом автобусе. С декабря по железной дороге открывается движение специального электропоезда повышенной комфортности, который из Иркутска напрямую следует в Байкальск (без пересадки на ст. Слюдянка). В вагоне установлены удобные высокие кресла, телевизор.

Таблица46.4 Некоторые санаторно-курортные учреждения Байкальского региона

Наименование, месторасположение

Количество мест, чел.

Профиль лечения

Минерально-сырьевая база

Действующие санаторно-курортные учреждения

Курорт «Аршан»

В Тункинской долине в 130 км от ж.-д. ст. Слюдянка

980

Органы пищеварения, кровообращения, ды­хания, болезни обмена веществ и мочевыдели­тельной системы

Слабоминерализован­ные (2-4 г/л) угле­кислые кремнистые, сульфатно-гидрокар- бонатно-магниево- кальциевые воды, в том числе холодные ( 1 ГС) и горячие ( 45°С)

Сульфидные иловые грязи

Курортная бальнео­логическая лечебница «Нилова Пустынь»

В Тункинской долине в 165 км от ж.-д. ст. Слюдянка

500

(летом)

300

(зимой)

Опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и нервная сис­темы, кожные болезни, расстройства женской и мужской половых систем

Высокоминерализо­ванная (80-100 г/л) вода, содержащая кремний, фтор, радон, имеющая неболь­шую радиоактивность (24-70 эман), с тем­пературой до 43°С

Курорт «Горячинск»

На западном побережье Байкала в 180 км от Улан-Удэ

380

Опорно-двигательный аппарат, заболевания нервной системы, бо­лезни кожи, гинеколо­гические заболевания, заболевания органов пищеварения

Слабоминерализо­ванная термальная ( 55″С) азотно-кремнистая вода

Привозные грязи

Санаторно-оздорови­тельный лагерь «Бай­кальский Бор»

В 14 км от курорта «Го­рячинск» на берегу оз. Котокель в с. Ярцы

120

Органы дыхания, забо­левания нервной систе­мы, болезни кожи

База курорта «Горя­чинск»

Курорт «Ямаровка»

В Забайкалье в бассей­не р. Никой

250 (летом)

150 (зимой)

Сердечно-сосудистая и нервная системы, орга­ны дыхания (нетуберку­лезного происхождения) и пищеварения

Слабоминерализован­ная (1-4 г/л) холодная ( 4°С) углекислая гид­рокарбонатная магни­ево-кальциевая вода

Водолечебница «Хаку- сы»

На северо-восточном побережье Байкала в бух. Хакусы, в 55 км от Северобайкальска

50

(летом)

Болезни периферичес­кой нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожные и гинекологические забо­левания

Слабоминерализован­ная (0,3 г/л) гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая вода с темпе­ратурой 42-47оС

Санаторий «Байкал»

На побережье Байка­ла у истока Ангары в 68 км от Иркутска

200

Опорно-двигательный аппарат, сердечно­сосудистая и нервная системы, заболевания обмена веществ

Хлоридная натрие­вая фтористая вода минского типа с ми­нерализацией 3,5 г/л (скважина недалеко от санатория вблизи пос. Бурдугуз)

Привозные грязи

Наименование, месторасположение

Количество мест, чел.

Профиль лечения

Минерально-сырьевая база

Перспективные санаторно-курортные местности

Район Питателевского источника

В долине р. Селенги в 40-50 км к северо- западу от Улан-Удэ, в 5 км от железной дороги

До 1000

Опорно-двигательный аппарат, заболевания периферической не­рвной системы, кожные болезни и др.

Слабоминерализован­ная (2 г/л) термальная (около 75°С) вода с лечебными свойства­ми

Район

Котельниковского ис­точника

На северо-западном побережье Байкала на м. Котельниковский

200

(летом)

50

(зимой)

Опорно-двигательный аппарат, заболевания нервной системы, ги­некологические рас­стройства

Слабоминерализован­ная (0,3 г/л) фторидно-гидрокарбонатная натриевая вода с высокой температурой (до 80°С)

Горнолыжная трасса турбазы «Прибайкальская». После реконструкции данной турбазы и преобразования ее в современный гостиничный комплекс здесь на горе Никольской были оборудованы несколько трасс с подъемниками, а также создана соответствующая инфраструктура (сауна, автомобильная стоянка, прокатный пункт, медпункт и др.).

Горнолыжная трасса в с. Олха. Открыта в 1981 г. на горном склоне правого берега р. Олхи (рядом с домом отдыха «Олха»). Ее протяженность — 1,5 км, перепад высот — 300 м. Имеются подъемники, вечернее освещение, прокат снаряжения. Благодаря близости к Иркутску и широкой транспортной доступности (до ст.

Горнолыжная трасса в районе Ершовского залива. Трасса расположена в черте города, недалеко от Иркутской ГЭС, на горном склоне, спускающемся к Иркутскому водохранилищу. Это любимое место семейного отдыха в выходные дни.

Горнолыжный комплекс «Ангарская горка». Расположен на 12-м км автомобильной дороги Ангарск —Савватеевка. Здесь оборудованы две трассы (с вечерним освещением) для массового катания (1000 м), спортивная трасса для слалома (600 м) и гигантского слалома (750 м). Имеются два буксировочно-канатных подъемника, осуществляется прокат снаряжения. Отдыхающие могут разместиться в гостинице «Электроник». Работает сауна. Действует детско-юношеская горнолыжная школа.

Горнолыжная трасса на Северном Байкале. Находится рядом с пос. Солнечный, в 25 км по БАМу западнее г. Северобайкальска. Трасса оборудована бугельным подъемником. Имеется пункт проката горнолыжного снаряжения. В нескольких километрах от трассы у горячего источника Гоуджекит построена благоустроенная гостиница на 30 мест фирмы «Хозяин».

Строящиеся трассы. Небольшая горнолыжная трасса с подъемником возводится на горе в районе иркутского Академгородка. Планируется также построить горнолыжную трассу возле гостиницы «Байкал» в пос. Листвянка.

Кроме того, рассматривается возможность возведения крупного горнолыжного комплекса с перепадом высот более 1000 м в урочище Монгутай (Южный Байкал). Горнолыжных трасс с таким перепадом высот в России пока нет. Ориентировочная стоимость его строительства — 5,2 млн дол.

Еще по теме  Путешествие в Иорданию самостоятельно: наш маршрут и отзывы

Перспективные направления

Байкальский регион является весьма перспективной территорией для развития российского и международного туризма. При создании для туристов и гостей базового уровня удобств, когда путешествиям и отдыху на Байкале будут способствовать не только его неповторимая красота, но и комфорт, индустрия туризма в регионе может стать столь же доходной и значимой, как и традиционные для данной территории сырьевые отрасли промышленности — лесозаготовительная и горнодобывающая.

Повышение эффективности использования рекреационного по потенциала. Высокий рекреационный потенциал Байкальского региона используется в настоящее время недостаточно эффективно. Сказываются и удаленность Байкала от районов концентрации населения и основных центров страны, и резко выраженная сезонность, и сложные местные условия строительства, вызывающие его удорожание и снижающие эффективность капитальных вложений в сферу рекреации.

То же относится и к рентабельности туристского бизнеса, которая при существующей величине и структуре турпотока (и системе действующих цен) не может быть настолько высокой, чтобы обеспечить быструю окупаемость всех капитальных затрат. В связи с этим необходимо увеличить поток отдыхающих (в том числе иностранных туристов), по крайней мере, в 2-3 раза, до уровня 1,5-2,0 млн посещений за сезон.

Имеются ли для этого соответствующие предпосылки? Безусловно. В регионе и непосредственно вблизи побережья Байкала можно развивать самые разнообразные виды туризма, расширять санаторно-курортное обслуживание. Необходимо также продолжать обустраивать инфраструктуру наиболее посещаемых участков Байкала, повышать качество обслуживания туристов, расширять досуговые мероприятия для приезжающих, снижать себестоимость туров.

Уровень приема и сервиса на Байкале должен соответствовать его уникальной первозданной природе. Что касается отношения к сфере туризма региональной и местной власти, то необходимо помнить, что туризм — это не только отдых и развлечения, но и высокодоходная, динамично развивающаяся сфера экономики, обеспечивающая занятость населения, престиж территории и стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Концепция развития рекреационной сферы региона должна быть основана на сбалансированном развитии, обеспечивающем удовлетворение растущего спроса как отечественного, так и зарубежного туриста на услуги, с постоянным уменьшением доли неорганизованного потока отдыхающих и минимизацией экологического ущерба.

На федеральном уровне необходимы облегчение визового режима, снижение стоимости виз, устранение несовершенства таможенной системы при въезде и выезде из страны, повышение ответственности турфирм. Нужно активно перенимать опыт работы по мировым стандартам, устранять коммунальные и бытовые причины, мешающие формированию благоприятного образа Байкальского региона среди потенциальных туристов.

Следует повышать квалификацию персонала и решительно искоренять случаи недобросовестного отношения к туристам и партнерам со стороны некоторых субъектов туристской деятельности. Требуется разработка специальных программ и планов мероприятий по привлечению иностранных туристов каждой конкретной страны на Байкал и в Иркутскую область. Необходимо максимально использовать исторические, культурные и иные мотивации для поездки иностранных граждан в наш регион.

Очень важно также включение Байкала в международные маршруты. Весьма перспективным в этом отношении может быть маршрут Байкал— Хубсугул. Существует также проект развития международного туризма «Чайный путь», охватывающий Байкальский регион и близлежащие территории Монголии и Китая.

Преодоление фактора сезонности и развитие зимних видов туризма. Максимум туристских посещений Байкала приходится на теплое время года — лето и начало осени. Пик активности отмечается в июле-августе. В это время туристские маршруты перегружены, а в гостиницах не хватает свободных мест. Зимой и весной туристская активность снижается, турбазы пустеют, турфирмы не получают прибыли.

Из всех турбаз и санаторных учреждений прибрежной зоны Байкала (общей емкостью 30 тыс. мест) только 15% может работать в круглогодичном режиме, остальные — сезонные, обслуживающие туристов не более 90 дней в году, преимущественно в летние месяцы. Такая ситуация заставляет туристские фирмы повышать стоимость летних туров, компенсируя в насыщенный короткий летний период убытки в период зимнего затишья. Сезонность накладывает отпечаток и на работу персонала, ограничивает возможность подбора квалифицированных кадров.

Перед организаторами туристского бизнеса региона всегда стояла задача преодоления фактора сезонности и более эффективного использования уже имеющейся рекреационной инфраструктуры. Для этого турбазы оснащали зимним спортивным инвентарем, проводили соответствующие рекламные кампании, пропагандирующие привлекательность зимнего отдыха.

Чтобы компенсировать влияние сезонного фактора, необходимы зимние туры, интересные для зарубежных и российских туристов. Для этого на Байкале имеются все условия. Зимой и ранней весной он очень красив и привлекателен.

В последние годы в регионе отмечается рост популярности зимних видов туризма и отдыха. Традиционными стали ледовые переходы через озеро. Получают развитие горнолыжный и буерный спорт, катание на снегоходах и собачьих упряжках, лыжные походы и др.

В мире много мест, где развивается пляжный отдых, — Кипр, Таиланд, Сейшелы… Однако пресыщенных путешественников уже не прельщают изнурительно жаркие южные пляжи. Все более популярными становятся спортивный и экстремальный виды туризма, сопровождающиеся ошеломляющими и незабываемыми эмоциями. Своеобразным ответом на подобный вызов стала Зимниада, проводимая на Байкале.

Байкал — уникальное место для зимних видов активного отдыха и острых ощущений. Проводимая здесь Зимниада — это пешие и лыжные переходы по байкальскому льду, пробеги на автомобилях и снегоходах, на санях и на коньках, на лошадях и собачьих упряжках, массовые забеги. На зимнем Байкале возможны соревнования буеристов и даже яхтсменов (в истоке Ангары Байкал никогда не замерзает).

Нигде в мире нет такого сочетания, как 600 км льда, горы и снег. Добавьте сюда сибирское гостеприимство, традиционную кухню, русскую баню с купанием в проруби. Словом, Зимниада на Байкале — это новый туристский брэнд региона. Принципиально новый турпродукт, интересный не только для зарубежных, но и для российских туристов. Тем более что для многих туристов-экстремалов, совершающих зимние ледовые переходы, важно сказать: «Я был на Байкале!», «Я пересек Байкал!»

Зимниада на Байкале проходит весной (в конце февраля — начале марта), когда позади лютые январские морозы и пронизывающие февральские ветры. Это связано со спецификой замерзания Байкала и возможностью путешествий по его льду. Дело в том, что почти до середины зимы южная часть его акватории еще не покрыта льдом.

С началом Зимниады солнце светит и греет уже по-весеннему. Дни становятся длиннее. Много снега. Ясная погода. Ослепительно голубое небо и прозрачный байкальский лед со сверкающими торосами. Все это привлекает большое количество отдыхающих. В это время популярны лыжные, коньковые и пешие переходы по льду озера.

Опыт проведения Зимниады показал, что у зимних видов туризма на Байкале большое будущее. Необходимы лишь умелая организация и последовательное продвижение зимнего турпродукта.

Туристское освоение Предбайкальского золотоносного района. Познавательным для туристов может быть знакомство с Предбайкальским золотоносным районом (западное побережье Байкала). Старательская добыча россыпного золота началась здесь более 160 лет назад (в конце 1830-х гг.), на десятилетие раньше, чем в Лено-Витимском золотоносном районе, и задолго до знаменитой золотой лихорадки, разразившейся в Северо-Американских Соединенных Штатах после открытия золотых россыпей в Калифорнии и на Аляске.

Коренные золотоносные породы вдоль западного побережья Байкала представлены небольшими золотопиритовыми и золотокварцевыми жилами, а также прожилками золотоносных сланцев верхнепротерозойского возраста. Золотоносные россыпи образовались здесь в результате разрушения коренных пород и их переотложения. Приурочены они в основном к верхней части аллювиальных отложений древних долин.

Россыпные месторождения приурочены к долинам рек и ручьев юго-западного побережья Байкала. Золото россыпей отличалось высокой пробностью. Мощность золотоносных пластов составляла 0,5-2,5 м, протяженность — до 400 м, ширина — 10-400 м при содержании золота от «следов» до 2-3 г на 1 т породы. В россыпях встречались самородки массой до 100 г и более.

Самые крупные золотоносные участки располагались вдоль побережья озера в 20-30 км к северу от истока Ангары. К началу XX в. здесь действовало около 15 небольших приисков (вблизи пос. Листвянка, по pp. Крестовке, Коты, Черемшанке, ручьям Чанчуру и Анаю, в Сенной пади и др.), на которых ежегодно добывалось до 40 кг золота.

Добыча золота в Предбайкалье продолжалась до 1950-х гг. Прерывалась она только в период революционной разрухи и гражданской войны. Летом 1924 г. небольшие россыпи были найдены в галечниках прибрежной части озера. Грунт для промывки в прибрежной части брали летом с плотов, а зимой со льда озера из прорубей. С 1930-х гг.

золотодобычу в районе осуществлял комбинат «Байкалзолото». В последнее время отработка россыпей велась по pp. Правой, Средней, Малой Иликте и их притокам. Золотоносные юрские конгломераты вблизи пос. Большие Коты разрабатывались старательской драгой объемом черпака 50 л (с годовой добычей 12 кг). Остатки этой драги можно увидеть и сегодня ).

Экологические требования

Поток туристов на Байкал с каждым годом растет. Однако необходимость охраны его уникальной и чрезвычайно ранимой экосистемы накладывает жесткие экологические ограничения на развитие индустрии туризма в его бассейне. Ведь если стихийная туристская деятельность нарушит первозданную красоту байкальских ландшафтов, а стоки и выбросы многочисленных объектов инфраструктуры ухудшат экологическую обстановку, то рекреационная ценность Байкала и его туристская привлекательность существенно уменьшатся.

Туристский поток. Поток приезжающих в прибрежную зону туристов и отдыхающих оценивается в настоящее время в 500 тыс. чел. Две трети этого потока приходятся на неорганизованных туристов с крайне низкой культурой отдыха на природе.

По оценкам экологов, туристская нагрузка на прибрежную зону Байкала не должна превышать 2,0-2,5 млн посетителей за сезон (в среднем 18,5 тыс. чел. в день), что в 4 раза выше реальной величины. Дальнейшее увеличение потока рекреантов потребует существенного повышения уровня инфраструктурной обустроенности территории и изменения структуры посещений в пользу экологических видов туризма. В противном случае растущий поток посетителей может негативно отразиться на состоянии природной среды побережья озера.

Охрана прибрежной зоны. Наибольшая нагрузка на прибрежные ландшафты наблюдается в традиционных местах массового отдыха, где на сравнительно небольших по площади участках побережья концентрируется основная масса приезжающих на Байкал туристов и отдыхающих. Именно здесь отмечаются наибольшая замусоренность территории, вытаптывание и гибель естественного растительного покрова, нарушение ландшафтов, сброс в водоем неочищенных стоков.

Больше всего экологическая общественность обеспокоена состоянием таких участков прибрежной зоны, как бух. Песчаная, Нижнеангарская коса и Посольский Сор, некоторых бухт Малого Моря и Чивыркуйского залива, а также окрестностей пос. Горячинска, озер Слюдянских, Котокельское, Фролиха и Теплое.

Требуют более бережного отношения рекреационные территории, удаленные от побережья Байкала, — пригородные зоны Улан- Удэ (долины pp. Селенги и Уды), Гусиноозерска (оз. Щучье), Читы (оз. Арахлейское) и Иркутска (Иркутское водохранилище и долина р. Олхи).

Сотрудники Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН провели в бух. Песчаной специальные исследования, которые выявили негативное воздействие большого притока туристов на прибрежную очень ранимую территорию. Ученые показали, что при нерегламентированной нагрузке на биоценозы нарушается связь между его компонентами, разлаживаются механизмы саморазвития природного комплекса, что в конечном итоге приводит к деградации (замещению) естественных для побережья растительных сообществ.

Например, в пределах турбазы «Бухта Песчаная» лес находится в третьей степени нарушенности, а непосредственно у корпусов — в четвертой степени (критическая нагрузка). Тропинки вблизи турбазы занимают до 50 % ее территории, а расположенный невдалеке песчаный склон вообще скоро будет лишен растительности (раньше здесь было много «ходульных» сосен).

Аналогичная ситуация наблюдается в других наиболее посещаемых местах (на Малом Море, о. Ольхон, в районе Кругобайкальской железной дороги и др.). Кроме того, негативное воздействие потока туристов на почвенно-растительный покров сохраняется в зонах размещения рекреационных учреждений и зонах массового кратковременного отдыха.

В зонах же массового кратковременного отдыха ощутимую нагрузку испытывают ландшафты вдоль транспортных магистралей и коммуникаций, а также пляжные зоны и участки вблизи культурно-бытовых объектов. Все эти территории требуют особой инфраструктурной обустроенности. Необходим также комплекс природоохранных мер по специальной подготовке территорий и зон рекреации.

Потенциально уязвимым в экологическом плане может быть восточное побережье Байкала, имеющее пологий рельеф и много естественных многокилометровых пляжей с песчаными берегами. Здесь в большей степени распространен самодеятельный («дикий») пляжный отдых, и если не вводить соответствующих экологических ограничений и не предпринимать мер по обустройству территории, то это приведет к загрязнению и деградации прибрежной территории.

Сохранение прибрежных ландшафтов. Рост туристской активности в регионе сопровождается бурным строительством в прибрежной зоне объектов туристской инфраструктуры (турбаз, гостиничных домиков и др.). Например, на побережье Малого Моря, в самых удобных и некогда диких бухтах, появились десятки домиков для проживания туристов. Темпы стихийного строительства растут одновременно с ростом потока туристов.

Уже сейчас почти треть всех объектов рекреации бассейна размещена в прибрежной охранной полосе озера. Экологи и общественность региона опасаются, что если такая тенденция сохранится, то в будущем весь байкальский берег, кроме заповедников и отвесных скал, будет огорожен частными владельцами, застроен однообразными дешевыми постройками и окажется недоступным и малопригодным для отдыха на природе. При этом будут нарушены естественные ландшафты побережья, что неизбежно снизит туристскую привлекательность Байкала.

В этой связи требуется единая концепция освоения прибрежной части озера (согласованная двумя субъектами Федерации — Иркутской областью и Республикой Бурятией), а строительство объектов туристской инфраструктуры должно вестись без ущерба для ландшафтов и тем более без уничтожения зеленой зоны.

Совершенно очевидно, что рекреационный комплекс в бассейне Байкала должен развиваться по принципиально иной схеме. В прибрежной полосе следует сохранять лишь те объекты, которые не противоречат требованиям охраны природы. На остальном побережье необходимо ограничить выделение новых рекреационных зон, а новое строительство вести по единому проекту.

Дикие и неосвоенные участки побережья должны выступать своеобразным экологическим противовесом рекреационно освоенным зонам. Кроме того, следует осуществлять принцип разгрузки побережья, перенося инфраструктурную нагрузку (постройки и коммуникации) с береговой полосы в заселенную зону, тем самым сохраняя ландшафтную привлекательность побережья и решая экологические задачи.

В бассейне Байкала неприемлем экстенсивный вариант развития инфраструктуры, в основе которого лежит застройка новых девственных участков при сохранении низкой обустроенности уже эксплуатируемых зон и сохранении тенденции хаотичного и бессистемного размещения отдельных объектов, вне связи их с общей рекреационной инфраструктурой региона.

Стоки и выбросы. Не менее важной экологической проблемой является отсутствие очистных сооружений на объектах туристской инфраструктуры, особенно в прибрежной зоне. Из общего количества расположенных в водоохранной зоне оздоровительных и санаторно-лечебных учреждений (суммарной вместимостью порядка 30 тыс.

В целях предотвращения загрязнения окружающей среды необходимо строительство инженерных сооружений, обеспечивающих очистку хозяйственно-бытовых сточных вод или их отведение, а также санитарную очистку рекреационных территорий.

В озеро и его притоки запрещен сброс токсичных и чужеродных веществ, выделяющихся при использовании синтетических моющих средствам (таких как ПАВ). В этой связи прачечные, обслуживающие рекреационные объекты, должны размещаться в поселковых или городских центрах (или иметь систему водоочистки). Стоянки и мойки автомобилей также должны оснащаться системами водоочистки, в том числе с применением оборотного водоиспользования.

На Байкале следует отказаться и от хлорирования сточных вод, применяя для обезораживания стоков другие способы и методы (например, озонирование).

Утилизацию твердых отходов следует осуществлять исходя из местных условий, с использованием зарубежного опыта.

Рациональное использование целебных источников. На некоторых источниках региона (Шумакских, Аллинских, Жемчуг и др.) летом действуют «народные курорты», характеризуемые очень низкой культурой использования природных лечебных факторов. При этом самолечение происходит без должного медицинского контроля, в малоприспособленных и неблагоустроенных помещениях.

Лесные пожары. Рост числа самодеятельных туристов сопровождается увеличением количества лесных пожаров, расширением их географии. Например, по статистике, на Северном Байкале из каждых десяти загораний семь-восемь приходится на наиболее посещаемые туристами места (м. Котельниковский, участок побережья Хакусы — Фролиха и др.).

Кроме того, в последние годы значительно пострадали от пожаров живописнейшие участки п-ва Святой Нос, Баргузинского заповедника, ландшафты оз. Фролиха, окрестности Улан-Удэ и Гусиноозерска, озер Арахлейского, Иркана, Щучьего и др. В регионе необходим комплекс мер (а также их организационно-техническое и финансовое обеспечение), направленных на профилактику пожаров и быструю их ликвидацию в случае возникновения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Осуществление всего комплекса природоохранных мероприятий (организационных, инженерно-технических, планировочных, социальных, лесохозяйственных, противопожарных и др.) должно исключить или свести до минимума негативное воздействие рекреационного комплекса на природную среду.

Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.