Музей подводных лодок в Балаклаве. Режим работы, фото, отзывы, адрес, цена билета

Самостоятельные путешествия

Виртуальный тур по подземной базе и ремонтному заводу подводных лодок

Вход в подземный канал объекта 825 ГТС — секретной базы и ремонтного завода подводных лодок, а теперь Военно-исторический музей фортификационных сооружений. Апрель 2017 г. Сферическая панорама 360 градусов.

Балаклава, Объект 825 ГТС. Завод по ремонту подводных лодок, I зал с экспозицией музея:Карта подземных сооружений Севастополя, стенды с информацией о строителях объекта.

Потерна завода по ремонту подводных лодок, II зал с экспозицией музея: краткая история строительства фортификационных сооружений Севастополя.

Потерна завода по ремонту подводных лодок, минно-торпедная часть.

Придоковая площадка и сухой док объекта 825 ГТС, макет подводной лодки проекта 613.

Батопорт сухого дока.

Северная часть канала базы подводных лодок.

Придоковая площадка, сверхмалая подводная лодка «Тритон 1М».

Южная часть канала базы подводных лодок. Вид на южный батопорт и выход из канала.

Вид с мостика на морской канал.

Музей подводных лодок в Балаклаве. Режим работы, фото, отзывы, адрес, цена билета

Объект 820 РТБ (ядерный арсенал). Погрузочная площадка, вход в потерну Арсенала.

Вход в объект 820 РТБ со стороны подземного канала.

Помещение хранилища торпед; макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

Объект 820 РТБ: локальная зона ядерного арсенала, макет ядерной боевой части торпеды.

Экспозиция «Подводные силы Черноморского флота в Великой Отечественной войне» в хранилище ядерных зарядов.

Экспозиция «Подводные силы Черноморского флота СССР» (и не только Черноморского флота) в цехе регламентных работ Арсенала.

Центральная часть экспозиции «Подводные силы Черноморского флота СССР 1944 — 1994 гг.».Макет атомной подводной лодки проекта 941 «Акула» (служили на Северном флоте) — самой большой в мире.

Еще по теме  Сентендре Венгрия Достопримечательности фото описание что посмотреть где остановиться

Макет ядерной боеголовки торпеды.

Макет дизель-электрической подводной лодки проекта 613 в разрезе.

Техническая зона объекта 820 РТБ. Здесь находились пульты управления климатом и вентиляцией, понижающая подстанция, учебные классы, кладовая, агрегатная и компрессорная и другие служебные помещения.

Вход в объект 820 РТБ, главная вентиляционная установка.

Арсенальный дворик Балаклавского подземного музейного комплекса.Самолет с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, образцы мин и торпед.

Как добраться

Балаклава до 1957 г. имела статус города, но после создания в городе секретного военного объекта, древний город административно стал районом Севастополя. Между городами  расстояние около 7,5 км. Для туристов представляют интерес набережные вдоль берегов бухты, откуда можно попасть к музею и к древней генуэзской крепости – основным достопримечательностям города.

Музей подводных лодок в Балаклаве. Фото, адрес, режим работы, цена билета

Добраться из Севастополя до Балаклавы можно:

  • на такси или автомобиле;
  • на катерах, которые отправляются из Балаклавы к «диким» пляжам на побережье;
    Музей подводных лодок в Балаклаве. Фото, адрес, режим работы, цена билета
  • на маршрутном такси или автобусе №№ 9 и 94 от остановки 5-й км Балаклавского шоссе (около Южного рынка) до остановки Оболонь.

Стоимость билетов

услуга стоимость, руб.
Обзорная экскурсия:
взрослый билет 300
студенты и школьники (документ обязательно) 100
Индивидуальная экскурсия:
в летнее время – не более 10 чел. 15000/группа
В осенне-зимнее время – до 5 чел. 3000/группа
Профессиональная фото- и киносъемка без прекращения работы музея. 10000/час
Профессиональные кино- и фотосъемка с прекращением экскурсионного обслуживания:
весна — лето 75000/час
осень-зима 15000/час

Ряд категорий граждан имеет право на льготное и бесплатное посещение музея подводных лодок:

  • Герои СССР и России;
  • Герои Социалистического труда;
  • инвалиды и ветераны ВОВ;
  • узники концлагерей;
  • кавалеры Ордена Славы;
  • инвалиды;
  • переводчики и руководители туристических групп;
  • многодетные семьи;
  • ветераны боевых действий;
  • военные курсанты и военнослужащие;
  • суворовцы, нахимовцы, кадеты;
  • дети  до 7 лет;
  • музейные работники;
  • студенты ВУЗов и лица до 18-летнего возраста каждую вторую пятницу месяца.
Еще по теме  Доставка блюд японской кухни - бизнес-план, документы, сколько можно заработать

Правила посещения музейного комплекса

Музейный подводных лодок в Балаклаве, находящийся под сводами горы Таврос, имеет некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать, планируя его посещение. Следует иметь в виду, что детей до 5 лет в залы не допускают.

В казематах соблюдается особый режим безопасности:

  • залы музея располагаются в глубине скалы в закрытом пространстве площадью 10 тыс. кв.м;
  • температура воздуха в залах – 13-15°С;
  • мобильные телефоны под сводами высотой 120 м не работают;
  • туалеты отсутствуют;
  • время экскурсии – около 1,25 часа, протяженность маршрута – 1км;
  • в залах сильный уровень акустики, повышенная влажность;
  • возможна организация экскурсий по предварительной записи;
  • осмотр экспозиции без сопровождения работника музея невозможен;
  • обзорные экскурсии проводят для групп не более 70 чел.;
  • служба безопасности имеет право проводить досмотр ручной клади и посетителей;
  • весь комплекс находится под контролем видеокамер.

В целях обеспечения качественного обслуживания посетителей и их безопасности, на территории музейного комплекса действует ряд ограничений.

Запрещается:

  • Проходить в залы музея в нетрезвом виде, проносить алкогольные напитки любой крепости и напитки в стеклянной таре.
  • Курить, пользоваться спичками и зажигалками, а также любыми пожароопасными устройствами.
  • Заходить в музей в купальных костюмах.
  • Проводить на территорию животных.
  • Проносить любое оружие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.
  • Проходить с ручной кладью и рюкзаками, имеющими размер больше чем 55х35х25см.
  • Производить видео-, фотосъемку и аудиозапись экскурсии.
    Музей подводных лодок в Балаклаве. Фото, адрес, режим работы, цена билета
  • Пересекать ограничительные линии, трогать руками экспонаты.

История музея подводных лодок

После войны с Германией, между СССР и США началось ядерное противостояние. Обе сверхдержавы грозили нанесением первого удара друг другу и увеличивали ядерные боезапасы. Сталин отдает приказ об организации сверхсекретного объекта базирования и ремонта подводных лодок.

Под руководством куратора «Ядерного проекта» в СССР Л. Берии, несколько лет осуществлялся поиск подходящего места. В итоге выбрали Балаклавскую бухту, имеющую удачное стратегическое расположение.

Еще по теме  12 лучших курортов Турции на Средиземном море - какой выбрать для отдыха фото описание карта

История создания музея:

  • Балаклава из города превратилась в Балаклавский район г. Севастополя, и для въезда на его территорию был введен пропускной режим.
  • В 1953 г. начинается строительство завода, проект которого разработали в Ленинградском военном институте «Гранит»: противоатомный подземный комплекс 1-й категории устойчивости на площади 15 тыс. кв. км.
  • Завод, расположенный под сводами горы Таврос, строили до 1961 г. в режиме строгой секретности. Выбранные из толщи горы 200 тыс. тонн породы вывозились ночью в море. На первых этапах работы проводили военные строители, когда пришлось заниматься сложным бурением горных пород, к строительству подключили метростроевцев.

    Музей подводных лодок в Балаклаве. Фото, адрес, режим работы, цена билета
    Музей подводных лодок в Балаклаве. Процесс строительства.

  • Крупную стройку в маленьком городе скрыть невозможно, поэтому по официальной версии — в горе сооружали Телефонную станцию — объект ГТС №825. В некоторых документах аббревиатура расшифровывалась как «Гидротехническое сооружение». В него входили: укрытие для ПЛ и их экипажей, ремонтные цеха, сухой док, склады боеприпасов, цеха для подготовки ракет, мин и торпед, хранилище для топлива. В 1963 г. появилась база для хранения ядерных боеголовок.
  • После развала СССР завод перестал работать, и был закрыт в 1993 г. Неохраняемый объект грабили, увозя все, что имело какую-то ценность. ВМС Украины получили объект в 2000 г.
  • В 2003 г. в администрацию города поступило предложение о создании на территории завода исторического музея о периоде «холодной войны». В 2013 г. при участии ветеранов подводного флота, рабочих и строителей завода, музей торжественно отметил  свое 10-летие.
  • В 2014 г. объект перешел к России и стал южным филиалом Военного музея фортификации РФ.

Вид музея, особенности

Музейный подводных лодок в Балаклаве находится на территории секретного военного завода в подземельях горы. По оценке специалистов сооружений, подобных по мощи и оборонным возможностям в мире не существует.

Посетители музея могут увидеть:

  • судоходный канал в скале;
  • ядерный арсенал секретного объекта 820 РТБ;
  • склады боеприпасов;
  • заводские помещения объекта 825 ГТС;
  • сухой док.

Штольня – это вход в завод — находится на западной стороне Балаклавской бухты. Она же является входом в музейный комплекс. Для выхода лодок в море устроены два тоннеля на северном склоне горы Таврос. Все выходы были оснащены специальными батопортами, закрывающими проход при опасности проникновения радиации.

Масса батопорта (150 т) и его размеры были рассчитаны на ударную волну, достигающую давления до 60 кг/см. Проходы в скале были тщательно замаскированы под цвет и рельеф местности.

Интересные факты

Музей, размещенный в цехах подземного завода, позволяет познакомиться с событиями периода «холодной войны», о котором молодое поколение знает очень немного. Экспозиция музея в Балаклаве, рассказывающая о подвигах черноморцев во время Великой отечественной войны, должна воспитывать у людей чувство патриотизма и гордости за свою страну и её вооруженные силы.

Секретное строительство и недостаток достоверной информации вызывали слухи и версии. За годы существования объекта сведений о нем не прибавилось. Появились легенды и приметы. Уже после рассекречивания простое население смогло оценить масштабы подземного завода.

Ниже приводятся некоторые интересные факты о «городской телефонной станции»:

  • Если в Балаклаве отключали ночью электричество, значит на базу прибыла очередная подлодка – в штольню они заходили только в ночное время.
  • В бетон, который толстым слоем покрывает изнутри тоннели подземелий, добавляли жидкое стекло для придания прочности.
  • Подземный бункер способен был выдержать прямой удар, в 5 раз превышающий мощь бомбы, сброшенной на Хиросиму.
  • Дверь, закрывающая проход в подземный коридор, весит 24 тонны.
    Музей подводных лодок в Балаклаве. Фото, адрес, режим работы, цена билета
  • Камнями, выбранными из горы за время строительства, можно целиком заполнить пирамиду Хеопса.
  • После выкачивания воды из сухого дока, на дне оставалось большое количество рыбы. Рыбу собирали и коптили. Над Балаклавой распространялся ароматный дым, что говорило о том, что очередная лодка встала на ремонт.
  • В 2007 г. в подземельях снимали египетский кинофильм «Таймур и Шафика».
  • Один раз в два месяца с рабочими завода проводили беседы в отделе КГБ. Существовала поговорка: «Хочешь быть свободным – потеряй память».
  • Рабочих из гражданского персонала к месту работы сопровождали вооруженные матросы.
  • Уже во время строительства объекта, появились подводные лодки проекта 641, которые не могли поместиться в подземный канал.
  • Управляемая модель ПЛ «Черная дыра» была использована при съемках кинофильма «72 метра».

Пока посетителям могут увидеть около 40% подземных помещений. В планах работников музея подводных лодок – восстановление демонтированного оборудования и размещение новых экспозиций, посвященных подводному флоту.

Оформление статьи: Ильченко Оксана

Видео о музее подводных лодок в Балаклаве

Посетителям предлагают осмотреть залы секретного объекта, рассчитанного для укрытия и ремонта подводных лодок на случай ядерной войны. Это — единственный, сохранившийся в Европе, арсенал ядерного оружия периода «холодной войны».

Для осмотра подземных коммуникаций разработаны 2 маршрута:

  • Маршрут №1 имеет протяженность 900 м и продолжительность 1 час 20 мин. Посетители проходят вдоль морского канала длиной 600 м до восточного выхода из подземного комплекса. Канал пронизывает гору в направлении с юга на север. На маршруте предусмотрено 12 остановок: вход в комплекс; транспортный зал №1; выставка, рассказывающая об истории сооружения комплекса; экспозиция о катакомбах «Севастополь подземный»; основной транспортный коридор вдоль канала; экспозиция плакатов об атомном флоте СССР; площадка перед сухим доком; арсенал; выставка центрального конструкторского бюро «Черноморец»; выставка, рассказывающая об истории подводных сил ЧФ; экспозиция, повествующая об участии подводного флота в боевых действиях; восточный проход из подземного завода.
  • Маршрут №2 разработан с учетом возможностей посетителей пожилого возраста, с детьми и с ограниченными возможностями: тем, кому сложно преодолеть пешеходный маршрут, предлагают экскурсию по судоходному каналу на катере. В время экскурсии посетители знакомятся со схемой расположения объектов подземного комплекса, работой батопортов, технологиями погрузки боеприпасов на подлодки, устройством осушаемого дока, с историей создания завода по обслуживанию подводного флота.

Экспонаты музея

Музей подводных лодок в Балаклаве возник не сразу. После того, как завод оставили военные, и он перешел на баланс города, подземелья долгое время он находились без охраны. Большая часть металлических деталей была демонтирована и вывезена. Экспонаты, которые видят посетители музея – небольшая часть чудом сохранившегося оборудования, и то, что создано работниками музея после его основания.

Например,это:

  • Оборудование для погрузки и разгрузки торпед и ракет на подводную лодку.
  • Вагонетки и тележки для транспортировки боеприпасов.
  • Одежда и личные вещи рабочих.
  • Торпеды, мины, ракеты, которыми были вооружены субмарины.
  • Станки и инструменты.
  • Батопорты и противоатомные двери.
  • Макеты подводных лодок в масштабе разных проектов. Среди них — радиоуправляемая модель ПЛ «Черная дыра», которая может выполнять около 40 команд, в том числе – погружение и всплытие.
    Музей подводных лодок в Балаклаве. Фото, адрес, режим работы, цена билета
  • Стенды с фотографиями разных лет, рассказывающие об истории Черноморского флота, его участии в войнах, роли подводников в боевых действиях.
  • Витрины с фотографиями и материалами, рассказывающие о Балаклаве в период работы секретного объекта.
  • Аудиозаписи, которые были сделаны в годы работы объекта, воспроизводящие голоса и звуки работающих механизмов.
Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.