Царскосельский лицей Пушкина где находится основание история воспитанники Экскурсии

Полезные советы

Режим работы Екатерининского дворца в 2020 г.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни — вторник и последняя пятница месяца
  • Касса закрывается на час раньше

Музей-лицей А.С. Пушкина – является частью Всероссийского музея А.С. Пушкина. Находится около Екатерининского дворца, в начале улицы Садовой.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15-20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы:
Кавалерская столовая,
Белая Парадная столовая,
Малиновая столбовая,
Зелёная столбовая,
Портретный зал,
Картинный зал,
Малая Белая столовая,
Китайская гостиная Александра I и
Буфетная.

  • В зимний период (по апрель)
    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
    • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

  • Для взрослых — 700 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 350 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана — 350 рублей
  • Сохраняйте входной билет в парк! Билет в дворец выдается только при предъявлении билета в парк.
  • Экскурсия на русском языке включена в стоимость билета
  • Есть аудиогид на английском, французском, немецком, и китайском языках. Стоимость аренды аудиогида — 200 рублей. В залог необходимо оставить 1000 рублей или документ, удостоверяющий личность

Александр Горчаков

( 1799 – 1837 )

Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».

Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.

По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников.

Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят.  По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным – будущим декабристом. Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры.

(1798 — 1883) )

Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.

«Желал бы я служить под его начальством», — говорил Горчаков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», — писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин. Предсказание поэта сбылось – Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.

Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».

Режим работы Екатерининского дворца в 2020 г.

  • посещение с экскурсией
    • для взрослых — 330 рублей
    • для школьников, студентов и пенсионеров — 240 рублей
  • посещение без экскурсии
    • взрослые — 150 рублей
    • для школьников, студентов и пенсионеров — 60 рублей

Царскосельский лицей Пушкина где находится основание история воспитанники Экскурсии

Музей-лицей А.С. Пушкина — Императорский Царскосельский лицей рассказывает о 200-летней истории этого замечательного учебного заведения и судьбах выдающихся его выпускников.

Иван Пущин

(1798-1859 )

Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в четырнадцать лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно, который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность.

Став взрослее, Пущин примкнул к «Священной артели», стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов. Позже он был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой. В 1856 году, в возрасте 58 лет, он был возвращен из ссылки.

Еще по теме  Вулканы на Бали, горы и другие вершины

Модест Корф

(1800 —1876)

«Дьячок Мордан» — так прозвали в Лицее сына барона Корфа.

Директор Императорского Царскосельского Лицея Василий Малиновский отзывался о 12-летнем воспитаннике в самых лестных выражениях, отмечая прилежность и опрятность юноши. Лишь среди качеств, которые могли мешать юному Корфу, он указывал «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным».

Однако эти качества не помешали Модесту Андреевичу сделать блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки. К его заслугам можно причислить то, что он основал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, продвинул составление каталогов, а также смог привлечь частные пожертвования к финансированию учреждения.

Янтарная комната — описание

Строительство величественного здания, протяженность которого составляет 306 метров, выполнял известный архитектор, мастер стиля барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Именно он определил основные размеры здания, отделку его фасадов и внутренних интерьеров.

Сооружение здания велось с 1748 по 1756 год, интерьеры дворца в основном отражают два стиля – барокко и классицизм. Екатерининский дворец великолепен, как снаружи, так и внутри.

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета — вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности – он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет – это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался — слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII–XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей – Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII – начале XVIII века в Пруссии.

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры.

Еще по теме  Аренда авто в Крыму в аэропорту Симферополя без водителя в 2020 году

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок — ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

Пушкин. Мемориальный Музей-Лицей

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

Михаил Петрашевский

(1826 — 1889)

Когда будущий писатель обучался в Лицее, он был примечателен, прежде всего, своим мрачным видом.

Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Он приходил к нему по утрам по праздникам. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

Царскосельский лицей Пушкина где находится основание история воспитанники Экскурсии

Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга и где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном». Впрочем, писатель был прав в своём недовольстве: система обучения в Лицее изменилась с пушкинских времён.

«Своеобразное аристократическое приволье и комфорт сменились серым, нивелированным и достаточно суровым режимом полувоенного интерната». В Лицее той поры систематически наказывали воспитанников: заставляли стоять в углу и заключали в карцер. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках.

(1821 — 1866)

Царскосельский университет закончил и русский революционер Михаил Петрашевский – организатор собраний «петрашевцев», которых в 1849 году осудили за эти самые сборища, невзирая на то, что хоть и были все члены его в каком-то роде «вольнодумцами», но были неоднородны по своим взглядам и лишь единицы имели замысли революционного характера.

В свои молодые годы на собрания также приходил Фёдор Достоевский. Именно тогда произошёл скандальный случай, получивший название «инсценировка казни», когда на осуждённых оказали психологическое давление, привезя их на эшафот, и держали до последней минуты, ожидали, что кто-то из них выболтает нужные сведения. На тот момент «осуждённые» уже были помилованы. Это была милая «шутка» от Александра II.

Царскосельский лицей Пушкина где находится основание история воспитанники Экскурсии

Сам же Петрашевский, который держал дома литературу по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии, а также выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, был сослан на вечное поселение в Сибирь.

Внешнее убранство

Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов. От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.

Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

  • По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея – это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учел масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Еще по теме  Где климат лучше для пенсионера: особенности переезда на юг

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

  • В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

  • При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
  • Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862-63 годах Парадную лестницу.

Фёдор Матюшкин

(1799 — 1872)

Будущий полярный исследователь и адмирал Фёдор Матюшкин закончил Лицей в один год с Александром Пушкиным. Добродушного мальчика, обладающего мягким характером, но твёрдой волей, сразу же полюбили как сокурсники, так и преподаватели. Буквально в первые месяцы обучения он проявил недюжинные способности к географии и истории.

Сразу же после окончания курса отправился в кругосветное плавание, а ещё позже участвовал в экспедиции Врангеля. Эти путешествия стали грёзами наяву, которые преследовали его во время учёбы в лицее и которые «подпитывал» Пушкин, рисуя перед воображением Фёдора с помощью своей живой речи и поэзии невиданные и чарующие дальние страны.

Любопытно, но своей семьи Матюшкин не имел и, встав на последний якорь в Петербурге, он поселился у лицейского товарища Яковлева. Позже он переехал в гостиницу, где прожил больше 15 лет. Только в последние годы жизни он построил дачу неподалёку от Бологого. Пережил Матюшкин почти всех своих однокурсников.

Владимир Вольховский

(1798 — 1841)

Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе, был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский Лицей, где получил прозвища «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов».

Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей сборища декабристов, а также  участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Позже был отмечен в сражениях русско-турецкой войны и даже был консулом в Египте.

Николай Данилевский

(1822 — 1885)

Русский социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории, закончил Царскосельский Лицей в 1843 году, выдержал магистерский экзамен, а уже в 1849 был арестован по делу всё того же Петрашевского. Оправдательная записка спасла его от суда, но не от ссылки. Данилевский был определен в канцелярию вологодского, а затем — самарского губернатора.

Нужно сказать, что основания для подозрений в политической неблагонадёжности у власти были: Данилевский увлекался, как и все «петрашевцы», утопической социалистической системой Фурье. Однако судьба сложилась иначе: Данилевский не сложил голову на плахе, а отправился исследовать рыболовство по Волге и Каспийскому морю, а после прославился, написав историко-философский труд «Россия и Европа».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Данилевский одним из первых уделил внимание признакам упадка и прогресса цивилизации, и собрав обширный фактологический материал, доказал неминуемую повторяемость социальных порядков. Эдакая идея вечного возвращения по Ницше, но в зачаточном состоянии. Наряду со Шпенглером, Данилевский считается основателем цивилизационного подхода к истории.

Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.