Собор Петра и Павла в Петергофе: история, современная жизнь храма святых апостолов, фото, как добраться

Полезные советы

История строительства Исаакиевского собора

В 1892 году император Александр III получил от Ивана Янышева, заведующего придворным духовенством, просьбу о построении в Петергофе новой, более просторной, церкви, которая будет открыта для простонародья. Император внял ходатайству Янышева и повелел выделить для строительства один из живописнейших уголков Петродворца — прибрежный участок близ Царицынского пруда (ныне переименован в Ольгин пруд).

До начала строительства в стране был проведен конкурс лучших архитекторов, который длился в течение года.

Победителем конкурса был объявлен Николай Султанов — талантливый архитектор и реставратор.

Проект архитектора

Создавая макет, Султанов стремился противопоставить свой проект западно-европейскому стилю дворцового комплекса Петергоф. Поэтому дверные проемы напоминают вход в русскую избу, фасады колоколен похожи на фасады московских теремов, а само здание включает в себя множество лестниц и переходов.

Храм Петра и Павла в Петергофе стал одним из первых соборов, в котором шлемовидная форма купола была заменена на луковичную. Такая форма куполов символизировала свечу, возносящую свое пламя к Богу.

Собор Петра и Павла в Петергофе: история, современная жизнь храма святых апостолов, фото, как добраться

Возведение здания началось только через год после принятия проекта Султанова, то есть в 1894 году. Через 4 года храм был полностью возведен, еще около 3 лет заняли отделочные работы фасада и внутренних помещений. Роспись собора и устроение иконостаса продлились 2 года.

В общей сложности постройка собора Петра и Павла продолжалась в течение 9 лет.

Петропавловский собор был освящен 12 июля (по старому стилю) 1905 года преподобным отцом Иоанном. Боковые приделы во имя Александра Невского и преподобной Ксении были освящены позже (28 августа 1905 года) протоиереями Николаем Кедринским и Петром Благовещенским.

Историческая судьба

После прихода к власти большевиков церковь Петра и Павла была переведена в статус собора. Деятельность храма продолжалась вплоть до 1938 года. Именно в это время был подписан приказ о сносе здания собора. Однако Великая Отечественная Война помешала осуществлению планов по уничтожению святыни.

Во время войны здание церкви не избежало ее разрушительного действия. Задняя часть строения была практически полностью уничтожена. После окончания военных действий помещение храма использовалось в качестве склада.

Реконструкция Петропавловского собора началась только в 1974 году и продолжалась в течение почти 20 лет. Руководил работами Евгений Севастьянов. В 1994 году храм освятил патриарх Алексий II. Тогда же прошла и первая, после долгих лет забвения, служба.

Собор Петра и Павла активно участвует в современной жизни общества. Тем, кто оказался в сложном положении, готов помочь социальный работник, который ведет прием два раза в неделю. В здании церкви постоянно присутствует священнослужитель, который дает наставления и советы прихожанам.

Также в храме организована воскресная школа, которую могут посещать как взрослые, так и дети. Священнослужителями ведется работа и с теми, кто только ищет путь к Богу.

Еще по теме  Ливадийский дворец в Крыму - как добраться, где находится

Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы.

Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен. Строился он в течение 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

В 1756 году храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. В 1757-1758 гг. деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна.

В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора.

Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Архитектура и убранство сооружения

Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими. Резной иконостас выполнен в виде триумфальной арки (проект И. Зарудного), а иконы для иконостаса — московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположена великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Царское место украшено резной золоченой короной и малиновым бархатом.

Собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились военные трофеи российской армии.

Еще по теме  Абхазия и отдых там: вся информация о стране, описание достопримечательностей, путеводитель с фото 2020

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

собор святых апостолов

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь — святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

Еще по теме  Что посмотреть в Антверпене за 1 день

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Храм Петра и Павла был признан одним из лучших образцов русского зодчества. Впервые в проекте храмовой постройки воплотились идеи гардеробных при каждом входе, комнаток для освящения пасхальных яиц и куличей. Также церковь окружает уникальная крытая галерея для проведения крестных ходов.

Внешний вид

Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.

Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.

Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

Лестница на колоннаду в Исаакиевском соборе

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа — императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон — музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.

Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.