Мелкая моторика рук – развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, до года, у детей школьного возраста

Полезные советы

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние.

А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности.

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).
Еще по теме  Рыбинск: достопримечательности города

Способы развития мелкой моторики

Мелкая моторика рук – развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, до года, у детей школьного возраста

В качестве вариантов работы могут быть:

  1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.Пальчиковая гимнастикаПальчиковый театр

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока…»,
  • «Ладушки-ладушки…»,
  • «Идет коза рогатая…»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • «Этот пальчик дедушка…” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  1. Развивающие игрушки:
  • игрушки-шнуровки;Игры-шнуровки
  • деревянная пирамидка;Пирамидка
  • кубики;Кубики
  • конструкторы;Конструкторы
  • рамки и вкладыши;Рамки и вкладыши
  • фигурки на магнитах;Фигурки на магнитах
  • пазлы;Пазлы
  • мозаика;Мозаика
  • нанизывание бусин и другие.Нанизывание бусин

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета.

Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата.

  1. Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).Массажер Су Джок
  2. Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).Рисование пальчиками
  3. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).Лепка
  4. Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).Аппликации
  5. Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.
  6. Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
  7. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.Счетные палочки
  8. Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания;
  9. Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):Штриховка в разных направленияхДоведение линий до концаОбводки контуров предметов
  • штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);
  • обводки контуров предметов;
  • рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);
  • доведение линий до конца;
  • раскрашивание;
  • прописи.ПрописьПропись
  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.
Еще по теме  Как сэкономить на покупках авиабилетов с кэшбэк сервисом?

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом. Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке.

В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.

С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Средства развития мелкой моторики

Существуют разные варианты стимуляции центров мозга, отвечающих за рассматриваемый навык. Педиатры советуют применять все доступные методики, начиная с раннего возраста.

Развитие мелкой моторики рук у детей выполняется следующими способами:

  • использование специальных игрушек;
  • работа с бизибордом;
  • массаж;
  • игры и развлечения;
  • гимнастика.

В детских магазинах огромный выбор предметов, которые помогают совершенствовать движения рук. Мелкая моторика развивается за счет стимуляции нервных окончаний пальцев и ладоней. Навык прогрессирует постепенно, поэтому в каждом возрасте необходимы разные методы его активации.

Малышам 1-3 лет доступны более сложные задачи, поэтому игрушки становятся тоже интереснее:

  • фактурные кубики;
  • мягкие книжки;
  • большие пазлы;
  • сортеры;
  • лабиринты;
  • пирамидки.

Чтобы совершенствовать мелкую моторику в дошкольном периоде, рекомендуются:

  • конструкторы;
  • пластилин;
  • раскраски;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • создание поделок;
  • рисование кистями и пальчиковыми красками.

Бизиборд – простой, дешевый, но очень эффективный вариант стимуляции работы кистей рук. Это игровая панель, на которой располагаются разные инструменты, отвечающие за развитие мелкой моторики у детей.

Еще по теме  Детская бижутерия из пластики своими руками мастер-класс

Что может включать:

  • шнурки;
  • пуговицы;
  • щеколды;
  • застежки-молнии;
  • липучки;
  • кнопки;
  • тумблеры;
  • бусы;
  • цепочки;
  • замок с ключом;
  • шестеренки;
  • счеты;
  • вентили;
  • карманы;
  • прищепки;
  • сортеры и другие аксессуары.

Чтобы поддержать функции кистей, улучшить гибкость пальцев, расслабить мышцы конечностей, рекомендуется ежедневно их разминать. Благодаря массажу улучшается не только мелкая моторика рук у детей, но и речевое развитие малыша. Поглаживания, растирания ладоней, пальчиков, наружной стороны кисти, локтей и предплечий активизируют нервные окончания и соответствующие области головного мозга.

Помимо уже полюбившейся малышам сороки-белобоки, логопеды используют и другие короткие рифмованные сказки. Происходит развитие мелкой моторики рук, стимуляция памяти и речевых центров, улучшается концентрация внимания и ловкость пальцев, оттачиваются движения кистей. Малюткам нравятся такие занятия, потому что они похожи на игру, и родителям стоит пополнить запас новыми стишками.

Дети, особенно в раннем возрасте, все знания получают в процессе развлечений. Игры на развитие мелкой моторики – неотъемлемая часть обучения. Для них не нужно приобретать дорогостоящие приспособления и аксессуары, легко заинтересовать ребенка простыми бытовыми предметами, продуктами питания.

Гимнастика тоже выполняется в игровой форме, чтобы малышу было интересно и весело.

Как развить моторику пальцев?

Родители должны стимулировать ладони и кисти малыша с раннего возраста, почти сразу после рождения. Развитие мелкой моторики – важная составляющая нормального интеллектуального и физического развития крохи, поэтому необходимо уделять ей внимание ежедневно. Педиатры и логопеды советуют комплексный подход, включающий и массаж, и гимнастику, веселые игры и развлечения.

Мелкая моторика рук – развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, до года, у детей школьного возраста

Грудничкам очень полезен массаж ладошек и пальчиков. Он способствует активизации нервных окончаний.

Мелкая ранняя моторика отлично развивается благодаря самым простым упражнениям:

  • сорока-белобока;
  • ладушки;
  • сжимание предметов в кулачке;
  • щекотка ладоней.

Чтобы стимулировалась моторика пальцев, нужно давать малышу специальные игрушки:

  • шуршалки;
  • бусы;
  • фактурные погремушки;
  • мешочки с крупяным наполнителем;
  • мягкие книжки;
  • кубики.

Малыши до 6 лет уже умеют выполнять большинство повседневных задач, но им необходимо постоянно совершенствовать свои навыки.

Развитие мелкой моторики дошкольников включает:

  1. Массаж рук, кистей, предплечий.
  2. Пальчиковые игры, стишки с движениями.
  3. Упражнения для развития мелкой моторики, использование мячика с шипами.
  4. Лепку из пластилина, разукрашивание, обводку рисунков по контурам.
  5. Пришивание больших пуговиц (под наблюдением).
  6. Создание поделок, вырезание из бумаги геометрических фигур, снежинок.
  7. Вышивание на картоне. Можно заранее сделать отверстия и прорисовать контуры узора, например, домик, чтобы кроха просто продевал иголку с ниткой.
  8. Игры с деталями – собирание пазлов, мозаик.
  9. Рисование мелками на улице и домашней доске.
  10. Шнурование, плетение косичек, завязывание узлов.

От качества рассматриваемого навыка зависит почерк ребенка, правильность его речи, дикция, способность концентрироваться, запоминать и воспроизводить услышанное и увиденное. Мелкая моторика младших школьников уже развита, но малышу необходимо прогрессировать и оттачивать свои умения, ускорять выполнение поставленных задач, доводя их до автоматизма. В учебных заведениях этому способствуют уроки чистописания, изобразительного искусства и физкультуры.

Дома можно продолжить совершенствование точности мелких движений рук:

  1. Делать массаж кистей, пальцев – разминать, поглаживать, растирать, потягивать, похлопывать. Полезна работа с фактурными мячиками.
  2. Выполнять гимнастику – сжимать и разжимать кулак, поочередно сгибать и разгибать пальцы, хлопать в ладоши, совершать круговые движение ладонями и другие простые упражнения.
  3. Развлекаться играми, в которых задействованы движения рук – «корова», твистер, шахматы и шашки, «кошкина колыбель» и аналогичные.
  4. Заниматься рукоделием – шитье и вышивание, нанизывание бусин (браслеты или бусы), плетение (фенечек, корзинок и узлов). Любые поделки и даже домашние работы способствуют развитию мелкой моторики – протирание пыли, лепка из теста, развешивание белья и крепление его прищепками.
  5. Чтение художественной литературы. Речевой центр расположен в коре головного мозга рядом с областью, отвечающей за мелкую моторику, поэтому они находятся в тесной взаимосвязи.
Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.