Достопримечательности Феодосии — куда сходить, что посмотреть

Куда едем?

Феодосия и Айвазовский

В 1817 г. в Феодосии, в армянской купеческой семье, родился Ованес Айвазян, позже ставший известным всему миру как великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Его талант живописца проявился ещё в детстве, когда он расписывал стены соседских домов. Мальчика заметил градоначальник Казначеев, ставший его покровителем. Окончив Таврическую гимназию, Ованес Айвазян в 1833 г. поступает в Императорскую академию художеств.

Спустя четыре года студент Иван Айвазовский решился показать публике шесть написанных им картин. Художник удостоился золотой медали выставки и был премирован пособием для стажировки за границей. Посещение Италии, Испании, Германии, Англии, Ближнего Востока, Америки дало ему сюжеты для новых картин. Но преобладающей в его творчестве всегда была морская тематика. В 1844 г.

Феодосия и Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский

Однако постоянным местом жительства Айвазовский выбирает свой родной город, где в 1848 г. он построил вместительный дом и мастерскую. В середине XIX в. художник создаёт свои шедевры, сделавшие его первым маринистом мира. Среди них – знаменитый «Девятый вал» – одна из лучших картин за всю историю живописи.

Феодосия и Айвазовский

«Девятый вал»

Кроме морских пейзажей, составивших основу его творчества, Айвазовский писал картины и на другие темы. Его картины украшают многие музеи мира, но лучшее собрание находится в Феодосийской картинной галерее, которую художник открыл в собственном доме ещё при жизни, и завещал родному городу.

Достопримечательности Феодосии - куда сходить, что посмотреть

С Феодосией связаны биографии и некоторых других известных людей.

Нынешняя Феодосия – известный бальнеологический курорт с санаториями, грязевыми лечебницами, минеральными источниками. Купальный сезон длится четыре месяца, захватывая сентябрь.

В городе множество песчаных, галечных и смешанных пляжей общей протяжённостью 15 км и шириной 35–50 м. Все они соответствующим образом оборудованы.

В центральной части города вдоль главной набережной находится пляж «Камешки», названный так из-за завезённой гальки, образовавшей берег. Но дно моря у берега – песчаное. Самый широкий пляж – песчаный «Жемчужный». Вход на оба пляжа свободный с последующей оплатой востребованных услуг.

По соседству с пляжем «Камешки» расположен крупнопесчаный пляж «Детский». Он отличается спокойным морем, пологим дном и протяжённым прибрежным мелководьем. Оно быстро прогревается, что позволяет открывать купальный сезон уже в середине мая, когда вода у других пляжей ещё холодная.

Ещё один популярный пляж – «Золотой», назван по цвету мелкого песка. Длина этого самого большого пляжа Крыма – 6 км. «Золотой» на 5 км удалён от центра Феодосии, но к нему за 10 минут нетрудно добраться на маршрутке или частной машине. Море чище, чем в центре. На пляже есть участки без зонтиков и лежаков, на песке которых можно отдыхать бесплатно.

Среди мест, куда сходить в Феодосии стоит путешественникам, предпочитающих совмещать отдых на курорте с увлекательными экскурсиями, нельзя не выделить городские музеи. Их экспозиции представляют значительный интерес для любителей истории и ценителей прекрасного.

Картинная галерея

  • График работы: ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:00, по вторникам с 10:00 до 14:00.
  • Стоимость билета: взрослый 300 р., льготный и детский 150 р.
  • Телефон: 7 365 623-00-06.
  • Сайт: http://www.feogallery.org
  • Адрес: ул. Галерейная, 2. Остановка транспорта «Галерейная».

Галерея, основанная еще самим И. Айвазовским, отсчитывает свою историю с 1845 г., когда великий художник организовал у себя в особняке выставку восхитительных марин, написанных в разные годы жизни. Через 35 лет галерея переехала в новое здание, построенное на средства живописца. Сегодня учреждение располагает 417 полотнами кисти непревзойденного мастера написания морских пейзажей и баталий.

Архитектура и памятники Феодосии

Помимо руин древних крепостей и восхитительных дворцов, ценители архитектурных или монументальных изысков найдут еще много того, на что посмотреть в Феодосии стоит обязательно. В городе очень много памятников и колоритных сооружений.

  • Адрес: ул. Галерейная, 2. Остановка транспорта «Галерейная».

Самым известным уроженцем Феодосии, вне всяких сомнений, считается великий русский художник Иван Айвазовский. В честь живописца здесь назван проспект, его имя носит картинная галерея. Именно перед ней в 1930 г. был установлен памятник автору множества потрясающих марин. Скульптор изобразил Ивана Константиновича в момент написания картины.

Дача Флора

  • Адрес: проспект Айвазовского, 37. Остановка транспорта «Улица Пушкина».

Еще одной архитектурной изюминкой Феодосии является восхитительный особняк, возведенный в 1914 г. для семейства статского советника и преуспевающего адвоката Т.А. Абрамова, в котором ныне обосновался санаторий «Волна». В экстерьере здания переплелись торжественный классицизм и романтичный мавританский стиль, отчетливо прослеживающийся в галереях балконов и первого яруса. Фасад украшают высокие венецианские окна. Аттики над карнизом соединены изящной балюстрадой.

Фонтан Айвазовского

  • Адрес: Юбилейный парк. Остановка транспорта «Солнечная».

Невероятно изящное сооружение, по праву входящие в число знаковых достопримечательностей Феодосии, носит имя И. Айвазовского совсем неслучайно. Великий художник в свое время безвозмездно передал городу, испытывающему острый дефицит питьевой воды, Субашские источники, находящиеся на территории его поместья.

На средства живописца был проложен трубопровод, благодаря чему горожане могли ежедневно набирать в фонтане 50 тыс. ведер чистейшей воды. Над резервуаром возведено элегантное здание с резным козырьком, далеко выступающим за основной объем. Благодаря этому, фонтан весьма напоминает односкатную пагоду.

  • Адрес: Генуэзская крепость. Остановка транспорта «Мост».

Немногие знают, что знаменитый русский купец-первопроходец Афанасий Никитин, открывший удивительную страну Индию задолго до Васко да Гамы, бывал в Феодосии. Между тем, он провел в тогдашней Каффе несколько лет и именно здесь написал свои «Хождения за три моря». Открытие памятника замечательному человеку, внесшему огромный вклад в развитие географической науки, состоялось в 2008 г.

  • Адрес: бульвар Коробкова. Остановка транспорта «Солнечный».

1B[1]

Этот фонтан был возведен по решению городских властей в 1890 г. в благодарность семье Айвазовских, за передачу в общее пользование Субашских источников. Не случайно, скульптура античной богини, держащая в руках ажурную раковину, из которой вода ниспадала в каменную чашу, имела почти портретное сходство с супругой живописца – Анной Никитичной.

В 30-е годы прошлого столетия фонтан был разобран, а статую установили в чаше бассейна Городского сада. Позднее скульптура была утрачена. В начале нынешнего века сооружение решили восстановить, для чего в Никополе отлили из бронзы новую статую. Торжественное открытие возрожденного фонтана состоялось в 2004 г.

Картинная галерея – дом-музей Айвазовского

Нынешняя картинная галерея размещается в двух соседних зданиях, принадлежавших самому художнику и его сестре Катарине (Екатерине). С момента открытия Картинная галерея пользовалась большой популярностью среди отдыхавших в Крыму. Во время войны её коллекция была эвакуирована в Ереван и хранилась в здании Национальной галереи Армении (в которой сейчас находится второе по ценности собрание картин Айвазовского).

В Феодосийской картинной галерее экспонируется более 12 тысяч полотен, среди которых 417 картин Айвазовского. Демонстрируются также работы его учеников, внуков, европейских маринистов и крымских художников. Экспозиция состоит из трёх частей:

  • большой выставочный зал;
    Картинная галерея – дом-музей Айвазовского

    Зал Картинной галереи

  • дом-музей Айвазовского;
  • дом сестры художника.

Особо ценные предметы, принадлежавшие Айвазовскому и его семье, хранятся в «Особой кладовой» дома-музея. Здесь же, в потайной комнате, находится самая таинственная картина художника – «На смерть Александра III». Эту картину Айвазовский написал, узнав о смерти императора-миротворца 20 октября 1894 г.

Картинная галерея – дом-музей Айвазовского

«На смерть Александра III»

При первом взгляде на картину обращает на себя внимание светящийся в небе огромный крест и скорбящая императрица Мария Фёдоровна с крестом. Более внимательный взгляд различит под водами Невы реку Стикс, через которую души умерших попадают в подземное царство мёртвых. В тумане проступят призраки. А если посмотреть на лицо императрицы с другого ракурса, то вуаль исчезает и появляется лицо мужчины с усами и со зловещей улыбкой. По некоторым сведениям, это – террорист, арестованный в 1887 г. накануне планировавшегося им убийства Александра III.

В доме, принадлежавшем сестре художника, экспонируются картины Айвазовского на библейские сюжеты, а также произведения западноевропейских художников XVII–XIX вв. морской тематики.

Адрес: ул. Галерейная, 2 и 4. Режим работы: четверг – вторник, с 10 до 17–20 (во вторник – до 14 часов). Стоимость посещения: основной экспозиции и дома-музея – 200 руб., дома сестры – 100 руб., особой кладовой –300 руб. За допуск к картине «На смерть Александра III» нужно заплатить 3000 руб.

Перед входом в 1930 г. установлен памятник «Феодосия – Айвазовскому». Но не только Картинной галереей обязан город своему великому уроженцу. Айвазовский был состоятельным человеком, но своими средствами щедро делился с родным городом. Он построил Публичную библиотеку, Концертный зал и Археологический музей, во многом способствовал прокладке железной дороги и расширению порта.

Картинная галерея – дом-музей Айвазовского

Памятник «Феодосия – Айвазовскому»

Фонтан «Доброму гению»

Но самый большой и щедрый дар мецената – прокладка водовода от личного источника в изнывающий от нехватки воды город.

Феодосия издавна имела проблемы с питьевой водой. В XIX в. созданная ещё генуэзцами водопроводная система города пришла в негодность. Проблемы усугубила засушливое лето. Воду в город пришлось доставлять пароходами из Севастополя. Дело дошло до того, что каждый житель Феодосии имел право всего на один стакан воды в сутки.

Еще по теме  Виза в Мьянму (Бирму) для россиян 2020

В 1887 г., на заседании городской думы, Айвазовский объявил о даре городу 50 тысяч вёдер пресной воды в сутки. По спроектированному инженером Алтуховым и построенному на средства художника 26-километровому водоводу она должна была поступать в город из субашского источника, принадлежавшего второй жене Айвазовского Анне Саркисовой-Бурназян.

В знак благодарности горожан в 1890 г., на нынешней ул. Горького, был открыт фонтан-памятник. На нём была изображена бронзовая фигура женщины, держащей раковину. Вытекающая из неё вода, переполнив каменную чашу, попадала в бассейн. Со стороны женщины, в которой угадывались черты Анны Саркисовой, находилась палитра с надписью «Доброму гению», увенчанная лаврами.

К сожалению, проект фонтана имел технические недостатки, приведшие к подтоплению окружавшей его территории. Фонтан пришлось закрыть. В 30-е годы XX в. бронзовую статую перенесли в бассейн в городском саду. Во время войны она исчезла. А на прежнем месте после войны был установлен памятник юному партизану Вите Коробкову.

В 2004 г., недалеко от исторического места, в сквере «Юбилейный», состоялось второе открытие фонтана «Доброму гению». Местный скульптор Валерий Замеховский восстановил его по старым открыткам. Находящаяся в центре аркады надпись гласит «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия». По бокам увековечены фамилии двух внуков Айвазовского – Латри и Ганзена (от первого брака с англичанкой) и двух его учеников – Фесслера и Лагорио. Все они также были художниками-маринистами.

Построенный на средства Айвазовского 26-километровый водовод, по которому в город поступала вода из субашского источника, завершался на нынешней Ново-Базарной площади фонтаном, спроектированным и построенным Айвазовским по образцу увиденного им в Константинополе фонтана. Городские власти собирались назвать объект в честь императора Александра III, но тот своим указом повелел увековечить имя художника.

Сооружение представляет собой прямоугольник из ракушечника, накрытый деревянной крышей. Восточный фасад облицован мрамором, а остальные поверхности оштукатурены. В три стены постройки врезаны водомёты, под которыми располагались бассейны. Из висевшей возле фонтанного крана серебряной кружки (не сохранилась) можно было бесплатно пить воду. На кружке было выгравировано: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».

Фонтан Айвазовского

Фонтан Айвазовского

Фонтан расположен на улице Горького, ориентиром служит Юбилейный парк. К нему можно проехать маршрутками 2 и 2А до остановки «Центр». С 2016 г., после длительного перерыва, из фонтана Айвазовского снова можно выпить воду.

Храм Иверской иконы Божией Матери

В древнем городе с момента основания проживали люди различных национальностей и вероисповедания. Поэтому культовых сооружений, принадлежащих различным конфессиям, здесь довольно много.

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00.
  • Телефон: 7 365 627-10-58.
  • Адрес: ул. Федько, 95. Остановка транспорта «Автовокзал».

Восхитительный пятиглавый храм, освященный в конце XIX в., является не только почитаемым культовым сооружением, но и архитектурной жемчужиной Феодосии. В экстерьере здания удивительном образом переплелись традиции русского и византийского зодчества. Основной объем украшают ярусы кокошников, колонны, пояса резьбы, мозаичные панно в неглубоких нишах.

Храм Сурб Саркис

  • График работы: ежедневно, с 9:00 до 18:00.
  • Адрес: ул. Армянская, 1. Остановка транспорта «Морсад».

Старейшее культовое сооружение Феодосии было возведено еще в эпоху раннего Средневековья, около 1330 г. С тех пор храм является центром духовной многочисленной армянской общины города. В его стенах творили многие известные теософы, историки, писатели. Экстерьер здания аскетичен и прост. Единственным, пожалуй, украшением фасада являются хачкары, вырезанные из мрамора или известняка.

Мечеть Муфти-Джами

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 17:00.
  • Адрес: ул. Караимская,1. Остановка транспорта «Улица Чехова» или «Улица Красноармейская».

История единственного в городе культового сооружения, построенного средневековыми турецкими архитекторами в Османский период и сохранившегося до наших дней, весьма интересна. Его возводили по традиционным канонам 7 лет. Строительство мечети кубической формы, покрытой 12-гранным куполом и стройного 8-гранного минарета, закончилось в 1630 г.

Башня Святого Константина

Как указывалось в начале статьи, к XIV в. армяне стали преобладающим этносом Феодосии. В XIV в. армяне обнесли своё поселение защитной стеной, получившей название Айоц Берд (Армянская крепость). Внутри функционировало пять армянских церквей, включая храм Ованес Мкртич (Иоанн Креститель).

После переселения из независимого Крымского ханства существенной части армянского населения в Приазовье, его численность резко сократилась. После присоединения Крыма к России вернулась только часть армян. Армянская крепость оказалась окончательно заброшенной после того, как в ней устроили карантинное учреждение (с тех пор этот район стали называть Карантин).

Во второй половине XIX в. бывшую армянскую церковь переосвятили как русскую православную в честь Иверской иконы Божией Матери. После революции её закрыли, использовали как склад, а потом и вовсе забросили. Новое рождение церкви произошло в постсоветские годы.

В восстановленном интерьере выделяются список чудотворной иконы Божией Матери Касперовской, алтарная фреска с изображением окружённого апостолами Христа и резные барельефы. На территории церкви сохранились армянские хачкары (каменные стелы с изображением креста) и надгробия.

Адрес: Карантин, ул. Портовая, 16. Ближайшая остановка – «Городская больница», до которой доходят автобусы № 1, 2А, 14 и 15.

IMG_20180705_154853

На то, чтобы как следует изучить этот город, которому в этом году исполнилось не много, не мало —  2544 года, у нас было полных два дня. Но в один из них мы гуляли по самой Феодосии, а в другой отправились изучать её окрестности — Солнечную долину, Коктебель, Новый Свет…

Поэтому фактически статью можно было назвать так  — что посмотреть в Феодосии за 24 часа. Но мы туристы опытные, умеем грамотно распределять нагрузки. И делегировать полномочия. Так что с поставленной задачей вполне успешно справились.

Хотя это было не так то просто. За 25 веков своего существования этот город успел накопить такой культурный пласт, что не каждая птица, как говорится… Основали город греки в середине 6 века до нашей эры. Они и назвали город Феодосией, что означает «Богом данная» или «Дар богов». Как и многие города с богатой историей и завидным географическим расположением, Феодосия не раз была завоёвана, выкуплена, а порой и разрушена иноземцами.

В 4 веке город упоминается уже как Каффа, процветающий торговый порт. В 13-15 веках Каффа становится могущественным и широко известным городом в Европе и на Востоке, это важный перевалочный пункт на Великом шёлковом пути. Сюда привозили восточные ткани, китайские шелка, восточные пряности, английское сукно, греческие вина. Процветала  и работорговля.

Тогда Каффу часто называли жемчужиной морей. Позже захватившая её Турция переименует город в Кефе. В 17 веке запорожские казаки взяли эту главную турецкую крепость. Только во второй половине 18 века Россия, выйдя на берег Чёрного моря, возвратила городу его историческое название – Феодосия.

Итак, проснувшись рано утром на рассвете, мы порадовались яркому крымскому солнышку и вкусному завтраку в отеле. Именно за завтраком мы и получили от хозяйки отеля Лены подробную план-схему, как нам оперативно осмотреть все достопримечательности. В нашу пользу играл и от факт, что отель находится в центре города,  в 10 минут ходьбы от набережной.

И даже пешком можно догулять до многих интересных исторических мест. В общем, после завтрака мы так и сделали — отправились на пешую прогулку по Феодосии. И  через 10 минут мы уже вышли на Черноморскую набережную в районе Дачи Стамболи.

Первое моё впечатление было обманчивым — сквозь кроны деревьев мне показалось, что я вижу мечеть с минаретом. Подходим ближе читаем: архитектурный памятник «Дача Стамболи». Заходим во внутренний дворик, чтобы рассмотреть интересное здание поближе.

отступавшие фашисты хотели взорвать дворец, но не успели… Изменения, происходящие с начала 90-х годов 20 века, коснулись и этого архитектурного памятника. Несколько лет помещения занимал коммерческий банк. Потом на первом этаже дачи Стамболи было кафе с одноименным названием… Этот  особняк вы моли видеть в различных фильмах…

всего он вложил в строительство это чуда 1 миллион 100 тысяч золотых рублей. Для сравнения — императорский дворец в Ливадии, построенный в 1911 году по проекту архитектора Николая Петровича Краснова, обошелся самому императору в 4 миллиона золотых рублей! О, коттеджи на Рублёвке стоимостью с бюджет маленькой африканской страны! Будут ли вами также восхищаться потомки, спустя века?

А представляете, какая роскошная обстановка была там внутри раньше? Увы, революция была беспощадна к буржуазным излишествам. Зашли мы ненадолго внутрь. Никакого кафе или ресторана, как пишут некоторые даже вполне авторитетные интернет-ресурсы, сейчас в даче Стамболи нет.  Сегодня это музей с чудом уцелевшими интерьерами и сохранившейся изысканной наружной отделкой. Пусть и нуждающийся в реставрации, но все же впечатляющий своей красотой. Делаем несколько фотографий и выходим обратно на улицу.

Церковь Сурб Саркис

Ещё один городской объект, тесно связанный с Айвазовским – армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия). Этот римский военачальник, раннехристианский мученик – один из самых популярных святых Армянской Апостольской церкви. Он считается покровителем влюблённых, молодёжи и военных. В этой церкви художник был крещён, венчался, был отпет и похоронен на её территории.

Церковь Сурб Саркис

Церковь Сурб Саркис

Самый старый армянский храм Феодосии был сооружён в 1330 г. В следующие три века он был заметным центром армянской миниатюры и гравюры. В стенах и на территории церкви находится множество традиционных для армянских храмов «хачкаров» – каменных стел с каменной резьбой креста. Хачкар – своеобразная молитва в камне.

В церкви действовал один из крупных армянских скрипториев, работали историки, философы и поэты. Одна створка старинных ореховых дверей церкви высокой художественной ценности в XIX в. стали экспонатом Эрмитажа, а другую можно увидеть в местном краеведческом музее. 1888 г. церковь пострадала от пожара и была отремонтирована на средства Айвазовского, который собственноручно заново расписал церковь.

Еще по теме  Куда поехать и что посмотреть в Карелии. Самые интересные идеи отдыха

В начале XX в. находившиеся на её территории каменные плиты с надписями были объединены в лапидарий. В конце 60-х годов церковь была отреставрирована. Затем при новой застройке вблизи церкви была повреждена старая дренажная система. Церковь начала подтопляться грунтовыми водами, в результате чего были утрачены фрески. Новая вялотекущая реставрация продолжается по сей день.

Во дворе церкви, прихожанином которой был Айвазовский, он похоронен согласно своему завещанию.

В 1903 г. вдова художника установила на его могиле мраморный саркофаг с надписью на армянском языке «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Ниже, на русском языке высечено: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». Эта же надпись, но на армянском, повторена на мраморной стеле.

В 1944 г. Анна Саркисова была похоронена рядом с мужем. Ниже стелы об этом информирует мраморная табличка.

Церковь Сурб Саркис

Могила Айвазовского

Адрес: ул. Армянская, д. 1. Вход свободный. Проезд: маршрутками № 1, 2А и 14 до остановки «Морсад» или автобусом № 2 до остановки «Улица Тимирязева».

Музей Александра Грина

Совсем рядом с Картинной галереей Айвазовского, на той улице, находится дом-музей Александра Грина. Писатель жил здесь с 1924 по 1929 г. Именно в Феодосии был создано главное произведение Грина – роман «Бегущая по волнам». В 1970 г. в его доме был открыт музей писателя. Его внешний настолько же необычен, насколько своеобразным было творчество писателя – певца морской романтики.

Боковую стену дома украшает рельефное панно, изображающее бригантину, а на горизонте видны контуры сказочной страны, названной по имени её сочинителя Гринландией. У входа посетителей встречает якорь и корабельный фонарь, а музейные помещения оформлены как каюты и трюмы. На стенах канаты, паруса, окна-иллюминаторы, деревянные части кораблей, компасы, подзорные трубы.

феодосия

Адрес: ул. Галерейная, 10. Музей открыт во вторник – воскресенье с 10 до 18 часов. Билет стоит 75 руб. Следует, однако, учесть, что романтический музей часто используется для встреч с деятелями искусства.

Музей Марины и Анастасии Цветаевых

Сёстры Цветаевы, дружившие с жившим в Коктебеле поэтом Максимилианом Волошиным, периодически бывали в Феодосии. После смерти отца они решили провести зиму 1913 г. в Феодосии. Марина с мужем и дочерью остановились на даче своих знакомых Редлихов, а Анастасия с мужем и сыном сняли квартиру на ул. Бульварной (ныне – ул. Вити Коробкова).

В 90-е годы было решено создать музей сестёр Цветаевых как филиал музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина». Для создания музея городские власти выделили квартиру в том доме, где жила Анастасия. Сюда с дачи, где останавливалась Марина, перевезли сохранившуюся обстановку.

Музей Марины и Анастасии Цветаевых

Музей сестёр Цветаевых

Адрес: ул. Вити Коробкова, 13/7. Режим работы: вторник – воскресенье 10 до 17–18 (в пятницу – до 20) часов. Цена билета 80 руб. проезд: автобусами 1, 2А, 14 и 15 до остановки «Красноармейская улица», затем 200 м пешком.

Музей Веры Мухиной

Самая известная работа выдающегося советского скульптора-монументалиста Веры Мухиной – 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», увенчавший павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. За эту скульптурную композицию Мухина получила первую из своих пяти Сталинских премий. Ныне монумент, ставший символом советской эпохи и эмблемой киностудии «Мосфильм», находится на ВДНХ.

Другие выдающиеся творения Мухиной – скульптура «Крестьянка», хранящаяся в Ватиканском музее, памятник Чайковскому в Москве и Максиму Горькому в Нижнем Новгороде. Вера Мухина также занималась дизайном одежды, за который даже получала премии на международных конкурсах.

Вера Мухина родилась в Риге, в состоятельной купеческой семье. В двухлетнем возрасте она потеряла мать, скончавшуюся от туберкулёза. После этого отец увёз Веру и её старшую сестру в Феодосию – город со здоровым климатом. В доме, который купил отец, Мухины прожили с 1892 по 1904 г., вплоть до его смерти отца.

Музей Веры Мухиной в Феодосии был открыт по инициативе сотрудников Детской художественной школы им. Айвазовского. Он функционирует в доме, построенном на месте, где когда-то проживала семья. К счастью, сохранилась одна из стен оригинального дома, которая встроена в новое здание и ныне служит фасадом музея. Его экспонаты рассказывают о жизни и творчестве скульптора.

Музей Веры Мухиной

Музей Веры Мухиной

Адрес: ул. Федько, 1. Музей открыт во вторник – субботу с 10 до 17 часов. Билет стоит 100 руб. Проезд: автобусами № 2 или 4 до остановки «Кинотеатр Украина».

Генуэзская крепость

Яндекс.Погода

В южной части города на берегу залива сохранились фрагменты мощной генуэзской крепости.

Генуэзская крепость

Генуэзская крепость

Построенная в середине XIV в., она защищала процветавший портовый город. Внешняя оборонительная стена периметром 5 км имела 26 внушительных башен. Во внутренней 718-метровой цитадели с 11-метровыми стенами располагались важные городские объекты – казначейство, суд, епископская резиденция, склады ценных товаров, а также дома знати.

В XIV в. с Генуэзской крепости началась европейская пандемия чумы. Страшная болезнь возникла в среде осадивших крепость татар. Они стали катапультами забрасывать внутрь трупы умерших от чумы. Осаждённые генуэзцы, боясь заражения, бросают крепость и в панике отплывают в Европу, перенося туда чуму.

С XVIII в. жители города стали использовать камень полуразрушившейся крепости как строительный материал для своих домов. К настоящему времени от прежнего грозного сооружения остались южная стена цитадели с двумя башнями и несколько башен, разбросанных по городу. На территории, примыкающей к цитадели, сохранились мост и руины нескольких армянских церквей и турецких бань. Нынешний статус сооружения – историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа».

Адрес: ул. Старокарантинная, 8. Проезд: до остановки «Горбольница №1» на автобусах № 14 и 15 или маршрутках № 1 и 2А.

Самая известная из сохранившихся – башня Константина, изображённая на городском гербе. Неизвестно, имела ли башня четвёртую стену или изначально была построена с тремя. Средневековые строители применяли последний вариант для беспрепятственного отступления защитников крепости в случае прорыва врага.

Генуэзская крепость

Башня Константина

Названная в честь римского императора Константина башня находится по адресу ул. Горького, 3 в юбилейном парке, недалеко от железнодорожного вокзала. Проезд: маршрутными такси № 2 до остановки «Центр» или № 2А до остановки «Детская поликлиника».

Прикинув ещё во время морской прогулки расстояние до крепости, мы поняли, что пешком далековато будет. Поэтому после обеда возвращаемся в отель, берем свою машину и едем к развалинам генуэзской крепости. Именно при генуэзцах Феодосия, или как она тогда называлась Кафа, достигла своего наивысшего расцвета. Свидетельством этого расцвета являются архитектурные памятники того времени.

Генуэзская цитадель в Феодосии сохранилась хуже, чем в соседнем Судаке. Собственно, от нее осталось: каменная стена и две башни южной части центральной цитадели, стоящие на Карантинном холме; Доковая башня и еще несколько башен в различных районах города: башня Константина, круглая башня.

Мы подъехали как раз к двум южным башням на Карантинном холме. Но прежде, чем подняться к ним, посетили ещё одну достопримечательность Феодосии.

Здесь, в районе генуэзской цитадели, прямо напротив, находятся сразу три уникальных культовых сооружения — три храма, из которых действующим является только один — Храм Иверской иконы Божьей матери. Это совсем небольшая и изящная церковь, утопающая в цветах и зелени, датируется 14 веком, но, как полагают некоторые местные краеведы, она гораздо старше…

Собственно, нам это было не так уж и важно — какого она столетия. А вот энергетика в ней была очень мощной. Намоленное место, мы это почувствовали.

А потом проследовали в саму генуэзскую крепость. За много лет своего существования крепость менялась: она неоднократно отражала нападения врагов – венецианцев, татар, в процессе чего разрушалась или просто перестраивалась новыми владельцами… С годами крепость потеряла свою стратегическую роль, к тому же ее укрепления пришли в полную негодность еще при турецком владычестве. В 19 веке город оказался буквально под руинами крепостных сооружений, сплошь заваленных камнем, для разборки которого были привлечены даже войска.

Южные башни — башня Святого Климента и башня Криско — и стена между ними сохранились неплохо. Но на их осмотр вы не потратите и получаса.

А самое удивительное, что здесь, с обратной стороны стены, находятся обычные современные постройки. Кто-то из жителей Феодосии, по сути, каждый день ездит по историческим камням древней цитадели…

Даже не знаю, каких эмоций во мне было больше от посещения феодосийской генуэзской крепости: удивления, сожаления или восхищения. С одной стороны, хотелось чего-то большего, например — как в Судаке, с другой стороны — хорошо, что хоть что-то сохранилось. Ну, и восхищение тем, как раньше строили — на века!

Еще по теме  Фото Израиля интересные места и достопримечательности

Возвращаемся в машину. Следующее по плану место must to see в Феодосии — Золотой пляж.

Золотой пляж — это полоска суши между морем и Керченским шоссе. Протянувшийся по побережью Феодосийского залива — от восточной окраины Феодосии до поселка Приморского, Золотой пляж получил своё название благодаря вполне очевидному факту — песку золотого цвета.

15 километров ярко-рыжего песка, образовавшего колоритные дюны из гладко отшлифованных водой золотистых ракушек и песчинок — такая красота досталась жителям Феодосии от природы.

Этот пляж привлекает и многочисленных туристов, для которых здесь построены разные гостиницы и пансионаты. Сейчас, в сентябре здесь было немноголюдно и оттого ещё более красиво… Мы разложили на песке пляжный коврик, достали из термосумки фрукты и бутерброды и устроили себе небольшой пикник. Ну, и фотосессию, конечно!

Возвращаясь с Золотого пляжа по улице Федько обратно в свой отель, мы увидели пряничного вида церковь. Такая симпатичная бело-голубая церквушечка. Решили зайти в нее. Выяснилось, что это Храм святой великомученицы Екатерины. Так что не зря, не зря меня туда поманило…

Построили этот храм в 1871 г. на средства действительного статского советника, профессора В.И. Лапшина. Церковь отличается изобилием архитектурных деталей и украшений, ярко расписана снаружи и внутри.

Достопримечательности Феодосии - куда сходить, что посмотреть

В 1937 г. Екатерининскую церковь закрывали, в ней был устроен склад (кто бы сомневался…) В настоящее время она восстановлена и действует.

Прямо напротив церкви находится городской автовокзал Феодосии. Не знаю, заходят ли пассажиры перед отправлением в церковь, помолиться на дорожку. а вот в церкви отчётливо слышны громкие объявления об отправлении очередного автобуса. Что с одной стороны забавляет, а с другой стороны  — заставляет задуматься о том, что пути Его неисповедимы…

Комсомолький парк

Изначально гулять в этом парке мы не планировали. Но проезжая мимо, решили совершить вечерний променад, подвести итоги дня и наметить планы на завтра. Припарковали машину прямо напротив входа в парк. С парковкой в Феодосии, как мне показалось, проблем нет. Машин не так много, как в той же Ялте. Итак, парк.

Наверно, если бы за ним ухаживали должным образом, парк был бы очень красивым. Сейчас же общее впечатление портили заброшенные клумбы, ветки и листья на дорожках, которые похоже никто не подметал очень давно…

Но что меня порадовало — не было и шумных аттракционов, которые превращают прогулку по парку с ребёнком в квест » кто кого переорёт»…

И детская площадка мне очень понравилась. Она стилизована под руины древнего поселения с камнем, повествующим об истории города. Причём стилизация настолько удачная, что муж даже засомневался — а стилизация ли это?

Вот так, прогуливаясь в быстро сгущающихся сумерках по аллеям Комсомольского парка, мы заканчивали наш экскурс по Феодосии.

Но в целом, мы сошлись во мнении: город оказался интереснее, чем нам представлялось до этого дня. И у любознательных туристов отдых здесь не сведётся к лежанию на пляже. Пусть даже он красивого золотистого цвета…

И пишите в комментариях, куда ещё стоило сходить в Феодосии.

До встречи на блоге, друзья!

Казанский собор

Кафедральному собору Феодосийской и Керченской епархии – чуть более века. Он был построен в 1907 г. на подворье Топловского монастыря и освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1919 г. монастырь был разграблен, а церковь закрыта. Во время оккупации в ней сначала был концлагерь советских военнопленных, а затем проводились службы для румынских войск.

После освобождения Феодосии церковь продолжала функционировать. Более того, в 50-е годы, по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Луки, храм был основательно реставрирован. После образования в 2012 г. автономной Феодосийской и Керченской епархии, церковь получила статус её Кафедрального собора.

Казанский собор

Казанский собор

Адрес: ул. Соборная, 52. Часы работы: 9–16. Проезд: маршрутными такси № 2, 2А и 4 до остановки «Кинотеатр «Украина».

Всехсвятская церковь

Храм Всех Святых в земле Российской воссиявших был построен в конце XIX в. в смешанном архитектурном стиле с элементами византийского, готического и древнерусского стилей. Рядом располагалась городское христианское кладбище, поэтому его называли также кладбищенской церковью. В 1938 г. она была закрыта, а в 1961 г.

Уникальна внутренняя роспись церкви, выполненная северодвинскими художниками во главе с Еленой Маковей. Стены покрыты тонким слоем золота, а уже на нём нанесена живопись. Сюжеты росписей также необычны. Они взяты из произведений не только русского художника Иванова, но и итальянца Сандра Боттичелли.

Всехсвятская церковь

Интерьер Всехсвятской церкви

Адрес: ул. Назукина, 15.Проезд: маршрутками 2, 2А и 106 до остановки «Центр».

Церковь святой Екатерины

В 1892 г., в день рождения Екатерины Великой, присоединившей Крым к России, была заложена церковь в честь св. Екатерины Александрийской. Множество жителей приняли участие в её постройке – кто средствами, кто бесплатной работой. Внешний вид самой красивой церкви Феодосии сразу привлекает внимание. Пять небольших синих куполов усыпаны звёздами и увенчаны золотыми крестами. Кокошники разных размеров украшены резными узорами. Нарядный фасад церкви напоминает барокко эпохи Екатерины Великой.

Действовавшая до 1937 г. церковь была закрыта и превращена в склад. Она вновь открылась в период оккупации и больше не закрывалась. На рубеже XX–XXI вв. в церкви был проведён капитальный ремонт. Сейчас она представляет собой целый комплекс, также включающий гостиницу для паломников, воскресную школу и библиотеку.

Церковь святой Екатерины

Церковь св. Екатерины

Адрес: улица Федько, 95 (рядом с железнодорожным и автовокзалом). Церковь открыта для свободного посещения с 8 до 17 часов. Проезд: маршрутками 2, 4 и 13 до остановки «Автовокзал».

Мечеть Муфти Джами

Фонтан «Доброму гению»

Эта соборная пятничная мечеть – единственная сохранившийся мусульманский храм Феодосии, Она была построена в первой половине XVII в. по образцу стамбульских мечетей. После присоединения Крыма к России здание было передано армянской католической конфессии, которая использовала его до революции как церковь Успения Богородицы. В 1975 г. сооружение было реставрировано, а в постсоветский период – передано мусульманской общине города.

Мечеть Муфти Джами

Мечеть Муфти Джами

Адрес: ул. Караимская, 1. Часы работы: 8–17. Вход свободный, желательно не во время намаза. Проезд: автобусами 2 до остановки «Пляжная» или 2А до остановки «Улица Красноармейская». Сойдя, следует пройти пешком ещё полкилометра.

Дача-дворец Стамболи

По заказу семьи табачных фабрикантов Стамболи, в 1914 г. для неё был возведён дачный дворец в мавританском стиле. Автор проекта – архитектор Оскар Вегенер. Мраморные фонтаны, зимний сад, утопающий в цветах двор и роспись стен радовали взор владельцев всего два года. Шла война и, в предчувствии грядущих потрясений, семья продала свои фабрики и дачу, и эмигрировала. После революции во дворце функционировал санаторий, а во время войны – немецкий военный госпиталь.

В первые постсоветские годы в особняке работал ресторанно-гостиничный комплекс «Дача Стамболи». Затем выкупившие дворец городские власти организовали в нём музей и реставрационно-выставочный центр подводной археологии. Здесь можно увидеть поднятые со дна Чёрного моря якоря, фрагменты глиняных амфор, корабельные клады, штурвалы, ядра, мушкеты, листы из бортовых журналов, медицинские сосуды. Но главное – потрясающе красивые интерьеры здания, сохранившиеся от первого хозяина.

Адрес: проспект Айвазовского, 47. Режим работы»: среда – воскресенье с 10 до 18 часов. Цена билета – 200 руб. Проезд: автобусами 2 или 2А до остановки «Улица Листовничая» или «Кинотеатр «Украина».

Дача Милос

Недалеко от дачи Стамболи находится ещё одна красивая дача, названная Милос в честь Венеры Милосской. В неоклассический архитектурный стиль внедрены элементы, стилизованные под Древнюю Грецию. Таковы статуи греческих божеств портика и колонны амфитеатра на втором этаже. А сама Венера Милосская находится внутри декоративной беседки. Это – копия оригинальной скульптуры, пропавшей во время революции.

Дача Милос

Дача Милос

Дача по проекту архитектора Пискунова была построена в 1911 г. для предпринимателя Ибрагима Крыма, караима по национальности. После революции дачу отвели под спальный корпус санатория «Восход».

Адрес: проспект Айвазовского, 33, санатория “Восход”, 6-й корпус. Зайти во внутренний дворик и погулять по нему можно с главного входа на проспекте Айвазовского. Сотрудники санатория привыкли к подобным визитам. Ближайшая остановка автобусов 2, 2А, 4 и 4Д называется «Улица Пушкина».

Музей древностей

В 1811 г. в Феодосии, по инициативе градоначальника, был открыт Музей древностей – первый в российских провинциях и один из первых в Европе. Основу собрания составила коллекция древностей феодосийского купца Джеварджи, приобретённая за 1000 руб. по решению городской думы. Первоначально он расположился в бывшей мечети, но в 1871 г. переехал в специально построенное на средства Айвазовского здание.

Музей Александра Грина

В первой половине XX века музей несколько раз менял свои адрес, статус и наименование. Так, в 40–60-е годы он считался отделом Картинной галереи Айвазовского. Затем он стал Краеведческим музеем, а после воссоединения Крыма с Россией снова именуется Феодосийским музеем древностей. Сейчас он занимает здание бывшей гостиницы «Генуэзская» – памятника архитектуры начала XX в.

Музей древностей

Музей древностей

В фондах Музея древностей числится более 70 тысяч экспонатов. В восьми залах хранятся памятники археологии, этнографические материалы, коллекции минералов, окаменелостей, гербарий. Диорамы зала природы представляют природные ландшафты Юго-Восточного Крыма. Коллекции древних каменных плит размещены под открытым небом в оригинальном лапидарном дворике музея.

Адрес: проспект Айвазовского, 11. Музей открыт ежедневно, кроме вторника, с 10 до 17 часов. Стоимость билета – 150 руб. В 11, 13 и 15 часов проводятся экскурсии, для участия в которых нужно доплатить 30 руб.

Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.