Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны

Куда едем?

Неофициальная версия появления памятника

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно.

А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.

Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург.

Еще по теме  Пхукет в ноябре, погода, отдых, туры и экскурсии, цены

Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.

Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи.

Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В.

Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.

Очень нелегко было в то время реализовать такой грандиозный проект, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Интересные факты связаны не только с добычей камня, но и с его транспортировкой. Водным путем производилась доставка частей будущей колонны в Санкт-Петербург. Барка особой конструкции была задействована для этого.

Сам же монолит оболванен был на месте, после чего подготовлен к транспортировке. Полковник Гласин, корабельный инженер, занимался вопросами перевозки. Он сконструировал и затем построил специальный бот, названный «Святым Николаем». Его грузоподъемность достигала 1100 т. Специальный мол был сооружен для проведения погрузочных работ.

С деревянной платформы осуществлялась погрузка. Колонну погрузили на борт, после чего на буксируемой двумя пароходами барже монолит отправился в Кронштадт, а затем — в Санкт-Петербург к Дворцовой набережной. В 1832 году, 1 июля, состоялось прибытие в Санкт-Петербург центральной части будущей колонны — важное событие, которым отмечена история Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай.

Еще по теме  10 самых опасных деликатесов мира

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.

Установка колонны

https://www.youtube.com/watch?v=d4H9touHpbM

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Торжественное открытие памятника

В 1834 году, 30 августа, работы на Дворцовой площади были закончены. Государь с семейством, дипломатический корпус, представители русской армии и 100-тысячное русское войско присутствовали на церемонии открытия. В православном антураже оно было осуществлено. Сопровождало открытие торжественное богослужение, совершенное у подножия колонны. В честь открытия этого памятника выпустили памятный рубль, тираж которого составил 15000 монет.

В августе тридцать четвертого года состоялось открытие монумента в честь победы русского народа над французскими войсками. Мероприятие было проведено с поистине императорским размахом.

Для зрителей заранее построили трибуны, которые не выбивались из общего стиля дворцового ансамбля. На богослужении, проведенном у подножия памятника, присутствовали все важные гости, войско и даже зарубежные послы. Затем на площади был проведен военный парад, после которого в городе начались массовые народные гуляния.

Мифы, легенды и интересные факты

Александровская колонна выполнена из красного гранита, обработанного не в Петербурге, а в Пютерлакской каменоломне близ Выборга, а фигура ангела сделана из полированного розового гранита. Для того чтобы доставить колонну в Петербург, понадобилось специальное судно, которое буксировали два парохода. Под основание постамента Александровской колонны забиты 1250 свай по 6 метров в длину каждая. Колонну устанавливали с помощью специально сконструированных в Петербурге лесов и кабестанов.

Александровская колонна

Любопытно, что на установку ушел всего 1 час 45 минут, а участвовало в ней 2000 солдат и 400 рабочих, поднимавших колонну на постамент.

Сама колонна весит 600 тонн. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчету и собственному весу.

Скульптор придал лицу ангела на вершине памятника черты лица Александра I.

Высота ангела, венчающего Александровскую колонну, 4,26 м, в руках он держит крест высотой в 6,4 м. Высота пьедестала, на котором и возвышается Александровская колонна, 2,85 м. И вес всей конструкции 704 тонны. Такое вот величие русского оружия, памятник победе не только российской армии, но и всего народа, победе над тем, что другим победить оказалось невозможным.

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.

Еще по теме  Куда поехать отдыхать в сентябре 2019: рейтинг стран и цены

Влияния предшествующих образцов и индивидуальность проекта

Не сразу возникла идея, которая была реализована впоследствии как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Кратко расскажем о первоначальном проекте, предложенном императору. В 1829 году был объявлен официально открытый конкурс. На него откликнулся Огюст Монферран своим проектом возведения грандиозного гранитного обелиска.

Однако император посчитал, что несколько иначе должна выглядеть Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание первоначального проекта можно сделать на основе его эксиза, который сохранился. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, высота которого составит 25,6 м, на гранитном цоколе.

Также предполагалось украсить лицевую грань этого обелиска барельефами с изображениями событий войны 1812 года. Архитектор видел на пьедестале всадника на коне, который попирает своими ногами змею. Двуглавый орел летит впереди него. Богиня победы следует за всадником, венчая его лаврами. Две женские фигуры ведут коня.

Второй проект, реализованный впоследствии, состоял в установке колонны, высота которой превышает воздвигнутую в честь побед Наполеона Вандомскую, установленную на одноименной площади. Огюсту Монферрану предложили как источник вдохновения римскую Колонну Траяна. Архитектору узкие рамки этого проекта не позволяли уйти от влияния образцов, известных на весь мир.

Лишь небольшим видоизменением идей его предшественников стала Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Описание ее, однако, было бы не совсем точным, если бы мы не упомянули о своеобразии этого памятника. В нем Монферран выразил собственную индивидуальность, отказавшись использовать в сооружении дополнительные украшения, такие как барельефы, обвивающие спирально стержень колонны Траяна.

Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны

Архитектор предпочел показать красоту полированного розового гранита. 25,6 м составляет высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монферран свой монумент сделал выше всех существующих. В 1829 году, 24 сентября, проект был утвержден государем в этом новом виде, без скульптурного завершения.

Фундамент колонны

На Дворцовой площади с 1829 года начались работы по строительству пьедестала и фундамента. Ими руководил Монферран, архитектор Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Прежде всего провели геологическую разведку ближайшей местности. Песчаный материк был обнаружен на глубине 5,2 м недалеко от центра площади.

Место для колонны утвердили в 1829 году. 1250 шестиметровых сосновых свай было забито под ее основание. Затем их срезали под ватерпас. Таким образом, получилась площадка под фундамент, на котором должна была стоять Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание фундамента следующее. Он состоит из каменных гранитных блоков толщиной в полметра.

Тесовой кладкой фундамент выведен был до горизонта площади. Бронзовая шкатулка с отчеканенными в честь победы в войне 1812 года монетами была заложена в его центр. Работы были закончены в 1830 году, в октябре. Художник Г. Гагарин запечатлел на своем полотне, как строили Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.

Установление статуи на вершине колонны

После установки оставалось только закрепить элементы декора и барельефные плиты на пьедестале, а также выполнить полировку колонны. В сентябре 1830 года, параллельно с работами по сооружению колонны, Монферран работал также над статуей, которая должна была увенчать ее. Она должна была быть обращена, согласно желанию Николая I, к Зимнему дворцу.

Описание монумента

Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны

Образцы триумфальных сооружений времен античности напоминает Александровская колонна в Санкт-Петербурге, фото которой представлено в этой статье. Удивительной красотой силуэта, лаконизмом формы, четкостью пропорций обладает этот монумент. Он является самым высоким в мире, созданным из цельного гранита.

Венчает памятник фигура ангела, выполненная Борисом Орловским. Он держит в левой руке четырехконечный латинский крест и возводит к небу правую руку. Наклонена голова ангела, на землю устремлен его взгляд. Фигура его, по первоначальному проекту Монферрана, должна была опираться на стальной прут. Однако позже он был удален.

Когда в 2002-2003 годах проводилась реставрация, выяснилось, что ангел держится за счет собственной массы. Чертам лица его было придано сходство с царем Александром I. Ангел попирает крестом змея, что символизирует покой и мир, которые Россия принесла в Европу победой над войсками Наполеона. Стройность колонны подчеркивает легкая фигура ангела, а также вертикаль креста, которая продолжает вертикаль монумента.

Бронзовая ограда

Александровская колонна в Санкт-Петербурге окружена бронзовой оградой, которая была выполнена по проекту О. Монферрана. Высота ее составляет около 1,5 м. Она была установлена в 1834 году, а полностью все элементы — в 1836-1837 годах. Караульная будка была построена в северо-восточном ее углу. В ней находился инвалид, одетый в гвардейскую форму. Он днем и ночью охранял такой важный памятник, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге, а также следил за порядком на Дворцовой площади.

Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.