Аренда муниципального имущества порядок сроки договор учет

Страны

Приложение N 6. РАСЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Основным документом, регламентирующим вопросы аренды, является Гражданский кодекс (гл. 34).

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Объектами аренды признаются (п. 1 ст. 607 ГК РФ):

  • земельные участки и другие обособленные природные объекты;
  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения;
  • оборудование;
  • транспортные средства;
  • другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Ограничения по аренде. Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которых в аренду не допускается или ограничивается.

Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, то заключению договора аренды должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном п. 2 ст.

13 данного закона, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения выявлена возможность ухудшения указанных условий.

Аренда муниципального имущества порядок сроки договор учет

Не могут сдаваться в аренду земельные участки, изъятые из оборота (п. 11 ст. 22 ЗК РФ).

Лесные участки могут быть арендованы, если они находятся в государственной и муниципальной собственности и прошли государственный кадастровый учет (п. 2 ст. 72 ЛК РФ).

Есть и другие ограничения.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если в договоре они не закреплены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

Обязанность арендатора вносить арендную плату возникает с момента фактической передачи ему объекта аренды (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 13689/12 по делу № А67-3141/2011).

Арендная плата может быть установлена и внесена в денежной и неденежной форме.

Неденежная оплата может производиться в виде:

  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг;
  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы.

Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, закрепленные в договоре, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

При нарушении сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать досрочного ее внесения, но не более чем за два срока подряд (п. 5 ст. 614 ГК РФ).

____________________________________________________________________Утратил силу на основании решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 25.03.2016 N 19/3, вступившего в силу с момента официального опубликования.____________________________________________________________________

(в ред. решений Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 25.01.2011 N 6/1, от 30.03.2012 N 45/3, от 16.11.2012 N 164/11, от 22.02.2013 N 18/2, от 29.03.2013 N 40/3, от 25.04.2014 N 53/4, от 26.08.2014 N 98/8, от 30.01.2015 N 2/1, от 20.02.2015 N 23/2)

1.1. Положение о порядке заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества городского округа Краснознаменск Московской области (приложение N 1).

1.2. Примерную форму договора аренды недвижимого имущества (приложение N 2).

1.3. Примерную форму договора аренды движимого имущества (приложение N 3).

1.4. Примерную форму акта приема-передачи в аренду имущества (приложение N 4).

1.5. Расчет арендной платы за недвижимое имущество (приложение N 5).

1.6. Расчет арендной платы за движимое имущество (приложение N 6).

1.7. Коэффициенты вида деятельности для расчета арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Краснознаменск Московской области (приложение N 7).

1.8. Коэффициенты удобства использования для расчета арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Краснознаменск Московской области (приложение N 8).

1.9. Перечень предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты арендной платы за муниципальное имущество, находящееся в муниципальной собственности городского округа Краснознаменск Московской области (приложение N 9).

1.10. Перечень организаций, муниципальное имущество которым передается в безвозмездное пользование (приложение N 10).

2. Установить, что начальный размер арендной платы, необходимый для проведения торгов (конкурсов, аукционов) на муниципальное имущество с целевым использованием «для размещения предприятий, осуществляющих государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости», определяется на основании расчетов арендной платы, утверждаемых Советом депутатов городского округа Краснознаменск Московской области.

3.1. Решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 06.04.2010 N 139/7 «Об утверждении Положения о порядке заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества городского округа Краснознаменск Московской области».

3.2. Решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 27.04.2010 N 185/10 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Краснознаменск Московской области».

Приложение N 1к решению Совета депутатовгородского округа КраснознаменскМосковской областиот 16 ноября 2010 года N 411/22

(в ред. решений Совета депутатов городского округаКраснознаменск МО от 30.03.2012 N 45/3,от 22.02.2013 N 18/2, от 26.08.2014 N 98/8)

1. Общие положения

Право аренды муниципального имущества разыгрывается на торгах

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Федеральным законом от 26.07.

2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества», законами Московской области, Уставом городского округа Краснознаменск Московской области.

1.2. В соответствии с настоящим Положением по договору аренды, договору безвозмездного пользования, договору доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования, может быть передано недвижимое и движимое имущество, находящееся в соответствии с законодательством в муниципальной собственности городского округа Краснознаменск Московской области.

Настоящее Положение определяет основные принципы, порядок и единые на территории городского округа Краснознаменск Московской области правила учета, заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на муниципальное недвижимое имущество, муниципальное движимое имущество, муниципальные имущественные комплексы (далее по тексту — муниципальное имущество или имущество).

Правила, исключения

Правила оформления договорных соглашений на аренду госимущества установлены ФЗ №135 (статья №17/1). Согласно данному положению автономные муниципальные организации, госучреждения имеют право предоставлять в аренду недвижимость, которая за ними числится в качестве оперативного управления, лишь по итогам аукционов на право подписания арендных соглашений данного типа. При этом ФЗ №135 (статья №17/1) предусмотрены исключения, которые одновременно распространяются на АУ.

Еще по теме  Непал Достопримечательности фото и описание на карте страны границы столица что посмотреть туристу

Без аукционов муниципальным организациям можно предоставлять в аренду недвижимость в следующих ситуациях:

  • соглашение заключается на период менее 30 дней календаря на протяжении 6 крайних месяцев календаря;
  • на подписание арендного соглашения претендует прочая муниципальная организация, госучреждение, некоммерческая структура (также ориентированная социально), медучреждение, структура, занимающаяся деятельностью в сфере образования;
  • передаваемая недвижимость, подлежащая налогообложению, считается частью площади, составляющей менее 20 м2, и правами 10 процентов площади этого здания (помещения) обладает особа, передающая соответствующие недвижимые средства;
  • договорное соглашение подписывается с особой, единственно предоставившей заявку на конкурсное участие, на торги (при этом, если это лицо отвечает установленным нормам), являющейся единственным участником аукциона.

Обязанность подписания арендного договорного соглашения перед автономной госорганизацией возникает только в крайнем из перечисленных случаев (соглашение с единственным участником организованных торгов, конкурса). В прочих ситуациях, когда сдача имущества в аренду предоставляется без аукционов, правообладатель не обязан подписывать договорное соглашение, претендент не имеет право выдвигать требования на подобные площади.

Организация аукциона на аренду недвижимости допускается по отношению претендентов-льготников. Если таких субъектов на один недвижимый гособъект более одного, тогда автономное госучреждение имеете право отказать в аренде недвижимости на льготных основаниях и организовывает торги между ними. Это по мнению антимонопольной организации не является нарушением интересов заявителей данной категории.

Но осторожность при решении организации аукционов на аренду имущественных ценностей АУ, закрепленных за ними в качестве оперативного управления, необходимо проявлять как владельцам данного имущества. Соглашаясь на сдачу в аренду жилья, определенной площади организации, учредитель обязан руководствоваться требованиями ФЗ №135/2.

Аренда муниципального имущества порядок сроки договор учет

Как поясняет ФАС, договорное соглашение целевая передача в аренду недвижимости без организации аукционов, конкурсов может иметь факторы нарушения (ФЗ №135/15).

Образовательное учреждение – арендатор.

Порядок отражения операции по вводу и переносу остатков по объектам операционной аренды у арендодателя рассмотрим на примере с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ № 02-07-07/83463.

Казенное учреждение сдает в аренду помещение. Договор заключен с 01.12.2017 по 31.12.2018. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 50 000 руб. Срок оплаты установлен ежемесячно в течение 5 рабочих дней после выставления счета.

Дополнительно заключен договор на возмещение коммунальных услуг (за электроэнергию). Оплата по нему осуществляется по фактическим данным прибора (счетчика) на последнее число месяца в течение 5 рабочих дней после выставления счета.

По состоянию на 31.12.2017 в бухгалтерском учете имеются следующие остатки по счетам:

  • 1 205 21 000 – 50 000 руб.;

  • 1 205 31 000 – 3 400 руб.

 По состоянию на 01.01.2018 по классификационным признакам согласно СГС «Аренда» данный объект аренды относится к объектам операционной аренды.

Оставшийся срок использования переданного в аренду имущества составляет 12 мес.

Сумма расчетов с пользователем имущества по арендным платежам за оставшийся период использования по договору – 600 000 руб. (50 000 руб. х 12 мес.).

Ожидаемый доход от арендных платежей за оставшийся срок пользования имуществом, предусмотренный договором, составляет 600 000 руб. (50 000 руб. х 12 мес.).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сумма расчетов с пользователями имущества по арендным платежам

1 205 21 560

1 401 30 000

600 000

Отражен объем ожидаемого дохода от арендных платежей

1 401 30 000

1 401 40 121

600 000

Отражен перенос дебиторской задолженности по условным арендным платежам*

1 401 30 000

1 205 35 560

1 205 31 660

1 401 30 000

3 400

* Данные операции не приведены в Письме Минфина РФ № 02-07/07/83463. По мнению автора, такие корреспонденции счетов могут быть использованы при переносе остатков со счета на счет в межотчетный период. Рекомендуем согласовать их с финансовым органом.

При этом дополнительно:

  • проводится сверка показателей принимаемых на балансовые счета объектов учета аренды и показателей, отраженных по итогам 2017 года (по состоянию на 01.01.2018) по соответствующим аналитическим счетам учета забалансовых счетов 25, 26;

  • проверяется наличие информации о передаче имущества в рамках операционной аренды в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). При отсутствии указанной информации в инвентарной карточке ее следует туда внести;

  • осуществляется сверка прогнозных показателей по доходам с объ­емом ожидаемых доходов от арендных платежей (счет 1 401 40 121), при необходимости они уточняются.

Обобщим вышесказанное.

1) внести изменения в учетную политику;

Передача имущества муниципальным учреждениям

2) провести инвентаризацию объектов имущества, полученных (переданных) в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 01.01.2018 и действующими в настоящее время;

3) выявить объекты, учет которых будет осуществляться по новым правилам, в том числе объекты, ранее не признававшиеся объектами балансового учета;

4) сформировать в межотчетный период (по состоянию на 01.01.2018) входящие остатки по объектам аренды.

Приложение N 1К Положению

Руководителю администрации городскогоокруга Краснознаменск Московской областиМ.В. Сапунову

Заявитель: ________________________________________________________________(организационно-правовая форма, наименование юридического лица;

___________________________________________________________________________фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, руководителяюридического лица)

Адрес заявителя: __________________________________________________________(город, улица, дом, квартира, контактный телефон)

Свидетельство о государственной регистрации заявителя: серия _______ N ____

ОГРН _______________, когда и кем выдано: _________________________________

___________________________________________________________________________

ИНН/КПП заявителя: ________________________________________________________

Паспорт заявителя: ________________________________________________________

(серия, номер, когда и кем выдан)

┌══‰ Прошу предоставить в аренду │┌══‰ Прошу разрешить передать в субаренду│  │(при повторном указывается N ││  │(при повторном указывается N ________└══…_______ от ___________ ранее │└══…от _______________ ранее заключенного

заключенного договора) │договора)

_________________________________________________________ (далее — объект),(указывается наименование, характеристика объекта)

___________________________________________________________________________(адрес, площадь, этаж)

На срок — ________________________________________________________________.

Вид деятельности _________________________________________________________.(указывается цель использования объекта)

Основания для предоставления муниципального имущества — ___________________

___________________________________________________________________________(организационно-правовая форма, наименование юридического лица, Ф.И.О.индивидуального предпринимателя)

__________________________________________________________________________;

адрес: ____________________________________________________________________(город, улица, дом, квартира, контактный телефон)

свидетельство о государственной регистрации: серия _______ N ______________

ОГРН _________________, когда и кем выдано ________________________________

паспорт: _________________________________________________________________.(серия, номер, когда и кем выдан)

Наименование документа

Подлинник, нотариально заверенная копия, копия

Кол-во листов

Документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей) либо личность представителя

Документ, подтверждающий полномочия органов управления, должностных лиц

Документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (заявителей)

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату, предшествующую моменту подачи заявления на срок не более 30 дней

Учредительные документы юридического лица

Документы о постановке на учет в налоговом органе, в том числе по месту осуществления деятельности — в МРИ ФНС России N 15 по Московской области

Документы о постановке на статистический учет и разрешенных видах деятельности

Последний баланс с отметкой налогового органа

Документ, удостоверенный печатью и подписью руководителя, главного бухгалтера, с указанием своих банковских и почтовых реквизитов, телефонов, факсов

Документы, подтверждающие право на предоставление муниципального имущества в аренду без проведения торгов в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Подпись заявителя: ______________________/_________________________________(Ф.И.О.)

Без торгов муниципальное имущество передается медицинским учреждениям

М.П. Дата «____» ______________ 20__ г.

Подпись заявителя: _____________________/__________________________________(Ф.И.О.)

М.П. Дата «_____» _____________ 20__ г.

________________

Порядок предоставления имущества арендатору установлен ст. 611 ГК РФ. Согласно ее положениям арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Еще по теме  Организация складского учета на предприятии

Краткосрочная аренда муниципальной собственности

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были и без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.

Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, арендатор вправе истребовать у него это имущество в соответствии со ст. 398 ГК РФ и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.

Кроме этого, арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые полностью или частично препятствуют его использованию (п. 1 ст. 612 ГК РФ). Причем ответственность наступает, даже если владелец имущества на момент заключения договора аренды об этих недостатках не знал.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

  • потребовать от арендодателя безвозмездного устранения недостатков имущества;
  • потребовать соразмерного уменьшения арендной платы либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;
  • непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;
  • потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества на другое аналогичное имущество, находящееся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки.

Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.

Подписание договорных соглашений на аренду госимущества без организации аукционов

(в ред. решения Совета депутатов городского округаКраснознаменск МО от 20.02.2015 N 23/2)

1.1. Муниципальное унитарное предприятие «Социальные услуги населению».

Подписание договора аренды с муниципальным подрядчиком

1.2. Межмуниципальное Управление МВД России «Одинцовское» для размещения регистрационно-экзаменационного подразделения.

1.3. Муниципальное казенное предприятие «Коммунального хозяйства и благоустройства».

1.4. Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям на особо важных объектах и режимных объектах Московской области.

2.1. Автономная некоммерческая организация по развитию спорта «ВОЗРОЖДЕНИЕ».

Приложение N 10к решению Совета депутатовгородского округа КраснознаменскМосковской областиот 16 ноября 2010 года N 411/22

(в ред. решений Совета депутатов городского округаКраснознаменск МО от 16.11.2012 N 164/11,от 29.03.2013 N 40/3, от 30.01.2015 N 2/1)

Учреждения, финансируемые за счет средств муниципального бюджета городского округа Краснознаменск Московской области (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации);

общественные объединения инвалидов и ветеранов, участников ВОВ и боевых действий, жертв политических репрессий (в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»);

Территориальная избирательная комиссия города Краснознаменск Московской области (в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Пролонгация договора аренды

Прокуратура Московской области.

(абзац введен решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 29.03.2013 N 40/3)

Отдел Министерства социальной защиты населения Московской области.

Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.

(абзац введен решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 30.01.2015 N 2/1)

Законом предусмотрено несколько исключений, когда автономное госучреждение имеет право предоставлять в аренду площади без аукционов.

Какие конкретно подразумеваются образовательные, медицинские организации (бюджетные учреждения), указано в разъяснениях ФАС (глава 5-6). В данной ситуации руководствоваться необходимо положениями законодательства отраслевой деятельности.

Согласно ФЗ (статья №2/11) к медучреждениям относятся юрлица в независимости от используемой организационно-правовой формы, предпринимательство которых связано в первую очередь с областью медицины, при наличии соответствующей лицензии. Также медицинскими организациями считаются индивидуальные предприниматели (ИП), деятельность которых связана с медициной.

Краткосрочное арендное соглашение на недвижимость, подписанное не в результате аукционов, на новый период не продлевается без организации торгов. В данном случае действует установленная норма, которая ограничивает период действия данного соглашения на аренду помещения.

Образовательные (бюджетные) учреждения — структуры, основная деятельность которых связана со сферой образования, а также учреждения, занимающиеся непосредственно обучением. К таким организациям согласно ФЗ №273 (статья №2/20) дополнительно относятся ИП, занимающиеся образовательной деятельностью.

Итог: арендовать площадь недвижимого объекта автономной муниципальной организации (госучреждения) без участия в аукционах имеют возможность юридические лица, индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых связана со сферой образования или медицины, но при наличии соответствующих лицензий.

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/11/1) муниципальным организациям, госучреждениям разрешается предоставлять в аренду недвижимые объекты на краткосрочный период без организации конкурсов, аукционов. При этом запрещается предоставление такой услуги одному лицу больше 30 дней календаря, на протяжении 6 месяцев, идущих подряд без организации торгов, конкурсов.

А вот согласно российскому Государственному кодексу (статья №610/3) соглашение на сдачу муниципального имущества (госимущества) в аренду, подписанное на срок, превышающий максимально возможный период, определенный действующим законодательством, считается оформленным на предельный срок.

Это означает, что арендные соглашения на имущественные ценности, закрепленные за муниципалитетом (российским государством) и подписанные на краткосрочный период без проведения аукциона, не продлеваются (ФЗ №135 (статья №17.1/9), ГК (

статья №621/2

)). Подобная позиция и в Разъяснениях ФАС (глава 10).

Ранее уже было отмечено, что возможно предоставление аренды части площади здания (квартиры) без предварительного аукциона, но при соблюдении следующих требований:

  • площадь, передаваемая в аренду, не должна быть больше 20 м2 и 10 процентов площади объекта собственности, к которому она относится.

Как же рассчитать часть площади объекта недвижимости, планируемой для сдачи в аренду? Антимонопольные организации высказали соответствующее мнение в Разъяснениях ФАС (глава 11):

  • при установлении такой доли не нужно брать в учет площади недвижимого объекта, право пользования, владения которыми были переданы до вхождения в силу ФЗ №135 (статья №17.1), на основе прочих исключений, определенных ФЗ №135 (статья №17.1), по итогам торгов.

Необходимо отдельно отметить такое исключение из правил аренды муниципальной недвижимости (госимущества), которое на АУ не распространяется (как минимум на автономные госучреждения, осуществляющие закупки, полагаясь на ФЗ №223). В данном случае имеется в виду подписание без проведения торгов арендного договорного соглашения с лицом, заключившим контракт с муниципальной (государственной) организацией по итогам аукциона (на конкурсной основе), организованного согласно Федеральному закону №44.

Согласно Разъяснениям ФАС (глава 9) гражданско-правовые соглашения, оформленные в пределах ФЗ №223, не считаются муниципальными (государственными) договорами. В связи с этим положения ФЗ №135 (статья №17.1/1/10) не распространяются на подобные случаи. То есть, когда автономное госучреждение, ссылаясь на нормы ФЗ №223, понесло расходы на закупку определенных работ либо услуг, исполнение или предоставление которых предусматривает обязательное присутствие на площади организации подрядчика (например, театр приобрел услуги ремонта, пошива сценических костюмов), предоставить в аренду соответствующие площади возможно исключительно на организованных аукционах.

Важно! В подобных ситуациях, как описана выше, закупка услуг, аукцион на право оформления арендного договорного соглашения — это два самостоятельных процесса.

Еще по теме  Аренда авто в Крыму в аэропорту Симферополя без водителя в 2020 году

Пролонгация договора

Действующие арендные договорные соглашения на муниципальную недвижимость (госимущество), имущественные ценности, переданные госоргану в оперативное управление согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9-11) подлежат продлению. В том случае, если физлицо собственные обязанности согласно данному соглашению выполнял подобающе, подписывается контракт на новый период без организации аукциона (если договорным соглашением не предусмотрено прочее и период действия такого контракта не ограничен положениями действующего российского законодательства).

В данной ситуации должны быть выполнены два обязательных условия:

  • минимальный период переоформления арендного договорного соглашения должен быть от 3 лет (возможен меньший период, но исключительно при написании арендатором соответствующего заявления);
  • размер платы, на основании которого ведется учет доходов за аренду помещения, определяется по итогам оценки недвижимости в соответствии с рыночными расценками.

В случае соблюдения всех условий, арендодатель в лице автономного госучреждения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/10) не имеет права отказать в пролонгации договорного соглашения арендатору.

Отказ возможен в случае наличия у физлица долгов на момент завершения контракта аренды или если есть решение распоряжения соответствующей недвижимости в прочем порядке.

Антимонопольная организация сделала на основании этого следующие выводы:

  • Так как есть возможность арендатору не предоставлять пролонгацию арендного договорного соглашения на основании принятия нового решения по порядку распоряжения недвижимостью, арендодателю нужно получить согласие от владельца соответствующей недвижимости на перезаключение контракта аренды.
  • Проводка пролонгации арендного соглашения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9) может выполняться неограниченное число раз согласно аналогичным основаниям. При этом важно соблюдение требований при каждой новой пролонгации документа.

Использование арендованного имущества.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, если условия в договоре не прописаны (п. 1 ст. 615 ГК РФ).

Получив согласие арендодателя, он может сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Кроме этого, он может передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. К таким договорам применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

При нецелевом использовании арендованного имущества арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 3 ст. 615 ГК РФ).

В соответствии со ст. 616 ГК РФ обязанность по проведению капитального ремонта переданного в аренду имущества возлагается на арендодателя. Он должен производить такой ремонт за свой счет, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен выполняться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, – в разумный срок.

Нарушение арендодателем обязанности по осуществлению капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

  • произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
  • потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
  • потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества обязан арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Размер коэффициента Ки

Местоположение помещения (здания, сооружения)

Примечание

Ки = 1,5

Комсомольский бульвар;
ул. Краснознаменная;
пр. Мира;
ул. Победы;
ул. Молодежная;
ул. Октябрьская;
ул. Генерала Шлыкова;
ул. Гагарина;
ул. Строителей, д. 2, 4, 8/2;
ул. Парковая;
ул. Советская;
ул. Связистов;
микрорайоны 6, 7

Ки = 1,0

Ул. Строителей (за исключением д. 2, 4, 8/2)

Приложение N 1. ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В АРЕНДУ (РАЗРЕШЕНИИ ПЕРЕДАЧИ В СУБАРЕНДУ) МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/1/16) возможно предоставление в субаренду муниципального имущества (госимущества) без аукциона в таких случаях:

  • право на подписание арендного соглашения арендатору предоставлено на основе муниципального (государственного) соглашения;
  • госучреждение заключило арендный контракт по итогам аукциона, на основании несостоявшегося аукциона.

При соблюдении этих требований предоставляться в субаренду может недвижимость любой площади (ФЗ №135 в данном плане не предусматривает каких-либо ограничений). В противоположной ситуации соответствующие площади предоставляются в субаренду на общих основаниях, определенных ФЗ №135 (статья №17.1) с организацией аукциона, без него, но уже по другим исключениям.

________________

Налогообложение операций по аренде имущества.

НДС. Если арендодателем является орган государственной власти или местного самоуправления (например, комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом), то учреждение становится налоговым агентом по НДС. На это указывает п. 3 ст. 161 НК РФ, согласно которому учреждения должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество (кроме земельных участков) и перечислить в бюджет (письма Минфина РФ от 08.07.2016 № 03-07-14/40271, от 23.06.2016 № 03-07-11/36500, от 24.09.2015 № 03-07-11/54577).

В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании государственным (муниципальным) учреждением как налоговым агентом суммы НДС применяется расчетная налоговая ставка, равная 18/118.

Пример 2

Изменим условия примера 1. Гараж предоставлен  в  аренду комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ).

В этом случае бюджетное учреждение из арендной платы должно удержать и перечислить в доход бюджета НДС. А арендодателю необходимо перечислить арендную плату за вычетом указанного налога, который составит 915,25 руб. (6 000 руб. х 18/118).

Размер арендного платежа в КУМИ равен 5 084,75 руб. (6 000 — 915,25).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность по арендной плате

4 109 80 224

4 302 24 730

6 000

Начислена сумма НДС

4 302 24 830

4 303 04 730

915,25

Перечислена арендная плата арендодателю

4 302 24 830

2 201 11 610

5 084,75

Перечислен НДС в бюджет

4 303 04 830

2 201 11 610

915,25

Налог на прибыль. Образовательное учреждение в части приносящей доход деятельности, не относящейся к оказанию образовательных услуг, и деятельности по присмотру и уходу за детьми является плательщиком налога на прибыль.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

В силу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ в отношении арендных платежей за арендуемое имущество датой осуществления расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, расходы на аренду относятся к реализационным расходам и учитываются при исчислении налога на прибыль. На это также указано в Письме Минфина РФ от 14.03.2016 № 03-03-06/1/13948. 

Оцените статью
Блог о туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.